Драпировка в стиле кьяроскуро

Теперь давайте изучим рисование куска ткани. В этом упражнении нужно будет поработать с формой складок, для чего необходимо детально изучить распределение светлых и темных участков. Техника тонирования, которую здесь надо будет использовать, — это кьяроскуро, она включает модулирование светлых областей на фоне тени, что порождает резкие контрасты тона, обеспечивающие иллюзию рельефа и глубины складок на драпировке. Материалы для упражнения: угольная палочка, растушка, кусочек ваты, измельченный уголь, резинка-клячка.

 

Изучение складок

Прежде чем начать рисовать, следует очень тщательно изучить форму складок. Затем сделайте схематичный набросок, на котором показано направление каждой складки — это создаст структуру, к которой впоследствии можно будет добавить свет и тень.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Кончиком угольной палочки очень аккуратно зарисуйте общую форму ткани, контуры тени, падающей на стол, и основные складки.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Боковой стороной угольной палочки, не надавливая сильно на нее, выполните тонирование всего рисунка.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Рисуя складки ткани, следует выполнять короткие, прямые, энергичные штрихи — это позволяет проанализировать структуру, к тому же эти линии показывают направление, которое принимает ткань в каждом случае.

 

Усильте контрасты

На втором этапе работы затонируйте ткань неоднородными участками серого тона, сохраняя освещенные области белыми так, чтобы области света и тени были четко разделены. Сейчас еще не время использовать промежуточные тона.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Кончиком угольной палочки сделайте темнее линии, определяющие контуры ткани, и углубите основные складки. Чтобы нарисовать тень, которую ткань отбрасывает на стол, используют диагональную штриховку.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Палочкой древесного угля проведите легкую линию, чтобы затемнить области тени внутри складок. Оставьте освещенные области белыми. Затем растушкой проведите по линиям, чтобы угольный порошок лучше проник в поры бумаги, после чего сделайте темнее первичный слой тонирования.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Ослабьте созданные ранее контрасты, пройдясь по всему рисунку кусочком ваты, пока тонирование не сведется к диапазону средних тонов. Наберите на кусок ваты угольную пыль и сделайте темнее верхнюю часть стола, чтобы оттенок постепенно становился светлее, начиная с самого темного тона вверху.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Тонирование выполняется с помощью кусочка ваты с нанесенным на него порошком толченого древесного угля. Это позволяет избежать видимых штрихов и создать очень плавный переход оттенков при тонировании плоской поверхности стола.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Древесный уголь лучше покрывает поверхность бумаги, чем карандаш, что позволяет тонировать рисунок более энергично. Он также обеспечивает более широкий диапазон оттенков и лучше распространяется по бумаге, хорошо смешивается, растушевывается пальцами или растушкой.

 

Эффект светотени

На этом втором этапе работы постепенно усиливаются темные тени при помощи новых добавлений порошка древесного угля. Рисунок приобретает удивительный эффект трехмерности из-за контраста между этими черными областями и сохраняющимися участками белой бумаги там, где ткань хорошо освещена.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Начните обработку складок, подчеркивая внутреннюю сторону каждой складки новыми, более темными штрихами. Сделайте темнее всю тень, так, чтобы она выделялась из общего тона стола. Затемняя эту тень, мы делаем более четко выраженной правую сторону ткани.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Сочетая работу кончиком угольной палочки и растушевку пигмента кусочком ткани, завершите нанесение средних тонов и создание тональных градиентов на самых широких складках ткани. Эту работу следует проводить очень аккуратно, потому что нужно сохранить нетронутым белый цвет бумаги в освещенных местах складок.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Последние штрихи — самые темные. Толстыми, темными, почти черными, линиями следует подчеркнуть некоторые складки и усилить светотень в каждой складке посредством добавления градаций более темных тонов.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Чтобы правильно рисовать складку, следует сделать светлее ту часть, которая выступает вверх, а затем создать градацию тона от самого светлого наверху до самого темного внутри складки.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Одна из альтернатив сказанному выше — отметить края теней и заполнить каждую из них различными оттенками серого цвета и/или градациями тона.

 

Драпировка в стиле кьяроскуро: рисование кусочка ткани

Усильте контрасты, которые создают эффект светотени на различных темных участках ткани. Также нужно сделать темнее большую падающую тень на столе. Рисунок Карланта.

 

  1. Чтобы ткань не прилипала к фону и не сливалась с ним, необходимо провести по верхнему краю ткани толстую темную линию.
  2. Чтобы сделать ярче светлые участки, восстановите белизну бумаги, небольшими участками стирая пигмент резинкой-клячкой.
  3. Важно выделять два тона тени: темный тон, соответствующий самой глубокой тени, и средне-серый тон полутени.
ddrug1.png