Компоновка в рисовании

Компоновка — это абстрактная форма, которую занимает сюжет на плоскости листа. В ней размечают масштаб основных элементов, их расположение и общие пропорции высоты к ширине. Главными линиями намечают базовую форму ключевого элемента. Все формы на этом этапе упрощенные, но уже дают некоторое представление о том, как будет выглядеть готовое изображение. В ходе уточнений и детальной проработки предметы постепенно становятся узнаваемыми.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Эрнст Геккель. Prosbrachia. Литография. Из книги Kunstformen der Natur, 1904

 

Основы компоновки

Суть компоновки — отсеять всё лишнее, оставив один или несколько интересующих вас объектов, вписывающихся в геометрическую фигуру, например пятиугольник. Мы изучали простейшие формы, но круг из лежащей кошки или параллелепипед коробки с салфетками — еще не рисунок. Его общая форма не всегда имеет название: это может быть совмещение треугольника с квадратом или неправильный четырехугольник. К счастью, принципы, применимые к одному предмету, подходят и для нескольких. Младенцы Леонардо да Винчи ниже кажутся сложными для копирования, но треугольная компоновка значительно облегчит задачу. Попробуйте.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Леонардо да Винчи. Эскизы младенца Христа с агнцем. 1503-1506. Итальянский карандаш, бумага, перо и коричневая тушь. 21x14,1 см. Музей Гетти

 

Первый шаг копирования — отметить расстояние от границ композиции до каждого края листа. Измерьте его линейкой (или краем бумаги) на оригинале и отложите на своем рисунке. Теперь вы знаете масштаб композиции.

 

Далее сосредоточьтесь на общей форме композиции и очертите ее несколькими прямыми линиями. Посмотрите, как я наметила композицию рисунка Герардуса ван Вина «Стоящий турухтан». Компоновка — каркас будущего произведения. Тренируйтесь вычленять в шедеврах главное, выкладывая их композицию на листе зубочистками или деревянными шпажками.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Сначала наметьте обобщенную форму объекта. Герардус ван Вин. Стоящий турухтан. 1677. Бумага, перо и коричневая тушь, акварель и гуашь поверх рисунка итальянским карандашом. 23,3x27,1 см. Музей Гетти

 

Теперь определите угол наклона: приложите к контуру оригинала карандаш и представьте, что это стрелка часов. Какое время она показывает? Одиннадцать часов? Час? Нарисуйте на своем листе линию с таким же углом наклона. Продолжайте, пока не обведете всю композицию. На первом этапе компоновка похожа на абстрактный рисунок, но он поможет выделить главное, даже если вы изображаете человека.

 

С натуры рисуют по тому же принципу. Возьмите карандаш, шпажку или вязальную спицу и вытяните руку вперед, как регулировщик. Закрыв один глаз (как будто глядя в телескоп), совместите с контуром сюжета карандаш и представьте, что это стрелка часов. Сравните наклон линии в реальности и на рисунке.

 

Компоновка контуров

Прямыми линиями на нижнем рисунке наметьте контуры льва Теодора Жерико.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Теодор Жерико. Два эскиза головы сидящего льва (фрагмент). 1812-1814. Бумага, графит. 10,6x15,2 см. Музей Гетти

 

Уточнение формы

Наметив контуры, начинайте уточнять их более короткими линиями. Расположение контуров и теней проверяйте способом, описанным выше (подзаголовок «Основы компоновки»).

 

Обозначив крупные формы, проверьте точность их расположения, как описано в статье "Пропорции и их измерение в рисунке". В рисовании интуиция и анализ работают на равных, поэтому периодически сверяйтесь с натурой. Если всё нормально, можно переходить к мелким формам.

 

Мы движемся от общего к частному. Например, портрет начните с головы, проверьте себя, затем рисуйте более мелкие формы (черты лица).

 

Не забывайте о тенях — они играют в сюжете важную роль, и на этом этапе их пора добавить. К концу этапа компоновки на листе должны присутствовать все детали, в том числе тени и контуры.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Начинайте копирование с обобщенной формы (вверху слева), затем переходите к деталям и контурам (вверху справа). Кеньон Кокс. Эскиз для панели «Охота». Ок. 1906. Бумага, карандаш. 24,8x19,5 см. Смитсоновский музей американского искусства (дар Эллин Кокс, 1959)

 

Упражнение на уточнение формы

Распечатайте рисунок ниже. На рисунке собаки авторства Кеньона Кокса обозначьте общую треугольную форму, а затем разбейте ее на более мелкие.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

 

Компоновка натюрморта

Нарисуйте композицию «Натюрморта с лимоном» на листе. Сначала очертите общую форму, которую образуют все предметы. Затем наметьте расположение отдельных предметов внутри группы. Добавьте тени и мелкие детали. Последовательность работы показана на трех иллюстрациях далее.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Компоновка в рисовании для начинающих

Овидио Картахена. Натюрморт с лимоном (фрагмент). 2017. Бумага, графит. 20,3x25,4 см. «Мастерская Аристид»

 

Компоновка предмета неправильной формы

Нарисуйте лист и яблоки. И снова сначала наметьте общую форму, а потом постепенно уточняйте ее, как в моих примерах. Предварительно для лучшего понимания обведите ее на законченном рисунке. Затем рисуйте последовательными этапами, как на образце.

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Компоновка в рисовании для начинающих

Джульетта Аристид. Лист. 2017. Бумага, графит. 22,9x30,5 см

 

Компоновка в рисовании для начинающих

Джульетта Аристид. Яблоки. 2017. Бумага, графит. 22,9x30,5 см

ddrug1.png