Сфумато в рисовании

Сфумато — прием, используемый в туманных, атмосферных рисунках без четко очерченных границ, где предметы изображаются в виде размытых пятен без явных контуров, но с очень тонкими тональными градациями и мягким тонированием.

 

Сфера Леонардо

Леонардо да Винчи изучал нечеткие границы теней и изобрел сфумато — необычный прием в живописи — смягчение очертаний фигур и предметов, который позволяет передать окутывающий их воздух. Он заметил, что тень, отбрасываемая сферой, освещенной светом из окна, постепенно растворялась, что мешало точно определить ее границы, а один цвет мягко перетекал в другой. При этом создается иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится как «дымка».

 

Сфумато в рисовании

Принципы Леонардо базируются на невозможности определения четких границ тени от сферы, освещенной рассеянным светом, падающей тени сферы на плоскую поверхность.

 

Сфумато в рисовании

Сфумато отлично подходит для создания туманных или несколько таинственных пейзажей.

 

Инструменты для сфумато

Чтобы выполнить сфумато, используются пальцы или растушка, но эти два инструмента дают совершенно разные результаты. Пальцы позволяют лучше контролировать создание градиента тона из-за прямого контакта с бумагой, тогда как растушка обеспечивает более тонкую и однородную градацию, ее кончик обеспечивает больший контроль над распределением пигмента, а отделка и границы области тени гораздо более аккуратны и точны.

 

Сфумато в рисовании

Здесь сфумато выполнено с помощью растушки. Она существенно затемняет серый цвет карандаша и выравнивает соседние тона.

 

Сфумато в рисовании

Здесь сфумато выполнено кончиками пальцев. Смешивание настолько деликатное, что оно сохраняет тональные градации, созданные карандашом.

 

Рассеянные тени

Свет, который отражается или фильтруется неким полупрозрачным телом, достигает предмета в отфильтрованном состоянии — например, так происходит с облаками в пейзаже или с занавесом в помещении. В подобном случае тонирование должно быть рассеянным, а контрасты приглушенными.

 

В этих случаях тени кажутся более мягкими и выглядят как темные, неопределенные ореолы, которые плавно проявляются под формами. Кроме того, существует большая промежуточная область между наиболее ярко освещенными участками и затененными с богатым диапазоном промежуточных оттенков.

 

Работа растушкой

Растушка выполняет распространение и удаление пигмента с целью уменьшить его яркость. Растушка позволяет легко создавать ощущение трехмерности, но если переборщить с этим, рисунок может получиться мутным, лишенным точности и четкости. Чтобы избежать этого, лучше иметь четкое представление об оттенках цвета, светлых и темных областях и контрастах между ними.

 

Сфумато в рисовании

Существуют различные типы растушек, и каждая позволяет создать с помощью графита особый вид текстуры или различные эффекты: (1) тонирование графитом; (2) тонирование пальцами; (3) использование растушки и (4) использование ластика.

 

Направление движения растушки

Штрихи, выполняемые растушкой, могут быть прямыми или изогнутыми, в зависимости от формы предмета. Например, для представления формы мышцы или руки используются попеременно изогнутые и прямые линии, тогда как ягодицы рисуются круговыми штрихами.

 

Сфумато в рисовании

Когда нужно контролировать направление растушевки, используется растушка — это единственный инструмент, который позволяет одновременно растушевывать пигмент и проводить линии.

 

Сфумато в рисовании

Всякий раз, когда мы работаем растушкой, следует внимательно отслеживать направление штрихов. Здесь они расположены перпендикулярно — в небе, по диагонали — на крыше и хаотично — в растительности.

 

Пейзаж с использованием сфумато

Сфумато обладает эффектом смягчения тени. Эта техника позволяет легко смешивать тона и помогает создавать очень тонкие тональные переходы, туманные эффекты, с целью изображения форм без рисования контуров. Для сфумато обычно используется графитовый карандаш, потому что графит легко смешивается и растушевывается, он также обладает богатым тональным диапазоном.

 

Сфумато в рисовании

Работа растушкой необходима, если вы собираетесь нарисовать атмосферный пейзаж в графитовых тонах. Сравните две тональные шкалы: в верхней, которая была выполнена с помощью растушки, присутствие штрихов почти незаметно, контраст между оттенками менее выражен, края выглядят более обобщенно.

 

Сфумато в рисовании

Плавные тональные переходы получаются путем растирания пигмента кусочком ваты. В этом случае лучше избегать работы растушкой, так как этот инструмент сильнее склеивает частицы графита и оставляет следы на поверхности листа бумаги.

 

Сфумато в рисовании

Эти три наброска показывают последовательное развитие рисунка с постепенным добавлением тонов. Первый слой тонирования выполняется светло-серым тоном, оставляя белый цвет бумаги для самых светлых участков на горах. Второй слой наносится средним тоном, который подчеркивает эффект трехмерности. И завершается работа темно-серым цветом, который подчеркивает контрасты между отдельными плоскостями.

 

Сфумато в рисовании

Этому горному пейзажу, выполненному графитовыми карандашами, присуща атмосферность и воздушность благодаря использованию растушевки, позволяющей смягчить линии и уменьшить контрастность теней, а также растушевыванию пигмента рукой или кусочком ваты.

 

Сфумато в рисовании

Несмотря на непрерывное смешивание и растушевывание пигмента, рисунок позволяет видеть интересные трехмерные эффекты, возникшие благодаря контрасту. Художник добился этого эффекта, создав светлые области ластиком и тем самым создав больший контраст между освещенными и затененными областями.

ddrug1.png