Линия движения в рисовании тела человека

В структуре произведения искусства содержится его тайная, скрытая поэзия.

Жак Вийон

 

Линии, которые мы рисуем, как и наши друзья, обладают индивидуальностью: одни серьезные и вдумчивые, другие общительные и эмоциональные. Прямые и волнистые линии — разные средства самовыражения, и часто они сочетаются в одном произведении. Прямая линия рациональна, она воплощает интеллектуальное превосходство. Это мерило правды, столп общества, стезя добродетели. Она искусственная, выверенная и измеримая — олицетворение рассудка. Волнистая же линия непосредственна, эмоциональна и непредсказуема. Она выражает чувства, а не мысли. Она непокорно изгибается, кружит и петляет. С волнистой линией вы бы пошли на вечеринку, а с прямой — на переговоры.

 

Каждая линия из семейства прямых символизирует нечто определенное. Вертикаль — стремящаяся к небу башня, устойчивая и горделивая. Чтобы увидеть ее целиком, надо переводить взгляд снизу вверх. Горизонталь лежит плашмя на земле, а не борется с гравитацией. Диагонали — как лыжники: никогда не стоят на месте, динамичные и стремительные. Они описывают движение.

 

Линия движения в рисовании тела человека

Стивен Ассаэль. Портрет царицы. 2017. Бумага с каолиновым покрытием, восковой и графитовый карандаш. 34,3x29,2 см. Институт искусств Каламазу в Мичигане

 

Человек не может полагаться исключительно на интеллект или интуицию, всегда быть только эмоциональным или логичным. Все эти качества сочетаются в нас. Прямой линии нужна сентиментальность волнистой, чтобы не быть сухой и холодной. А волнистой необходим авторитет прямой, иначе она выглядит разболтанной и несерьезной. В точке оптимального баланса рождается великое искусство. За счет использования линий, повторов и акцентов вы создаете ритм рисунка и подчеркиваете свой замысел.

 

Что такое линия движения

Наблюдения не могут быть объективными. Чтобы увиденное вами было интересным, представляло ценность, его надо описывать субъективно.

Генри Дэвид Торо

 

Прежде чем сделать первый штрих, посмотрите на модель и подумайте, что вам больше всего в ней нравится. Сначала вы можете ничего не увидеть. Но постепенно, как фигуры в облаках, проявятся связи и соотношения. Видите изгиб от шеи к груди, исчезающий у диафрагмы? Или модель откинула плечи назад, как фигура на носу корабля? А может, застыла перед прыжком и диагональ ноги продолжается до самой шеи? Все это — линии движения, они играют важную роль в композиции.

 

На первом занятии по рисованию обнаженной натуры я думала, что моя задача — добиться идеального сходства. Поэтому я старательно рисовала лицо и удивилась, когда преподаватель посоветовал подчеркнуть позу несколькими линиями. Как трейлер фильма или краткое содержание книги, лаконичные линии движения показывают основное направление в композиции. Они дают свободу показать, что вдохновило нас в сюжете, а не просто скопировать увиденное, и учат избегать случайных элементов, затуманивающих идею и склоняющих к унылому буквализму.

 

Поначалу старайтесь показать позу минимумом линий. Лучше одна длинная линия от головы до стоп, чем короткая, описывающая изгиб шеи. Ваша задача — обобщить, упростить и отсеять лишнее. Сильная линия движения сразу вдыхает в рисунок жизнь. Вы творец, вам ее и выбирать. Единого решения нет, и несколько художников нарисуют одно и то же совершенно по-разному.

 

Линия движения в рисовании тела человека

Обратите внимание, как взгляд следует от задней ноги к голове, как будто вся фигура состоит из диагонали. Таддео Цуккаро. Стоящий обнаженный мужчина. 1550. Сангина, гуашевые белила. 42x28,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Диагональ

Диагональ показывает динамику и направление и увлекает взгляд из одной части рисунка в другую. Потренируйтесь рисовать диагонали. Затем, руководствуясь образцом, найдите диагонали на рисунке Рафаэля ниже. Далее ищите линии движения на «Анатомических штудиях» Рубенса. Старайтесь проводить параллельные линии и выбирать одно-два направления.

 

Линия движения в рисовании тела человека

Рафаэль (Рафаэль Санти). Мальчик с вытянутыми руками. Дата неизвестна. Белая бумага, сангина. 27x20,9 см. Кабинет рисунков и гравюр, галерея Уффици, Флоренция, Италия

 

Линия движения в рисовании тела человека

Питер Пауль Рубенс. Анатомические штудии. Ок. 1600-1605. Бумага, перо и коричневая тушь. 27,9x18,7 см. Музей Гетти

 

Дуга

Плавные дуги передают энергию и эмоции. На рисунке Аннибале Карраччи (внизу) С-образный изгиб торса повторяется несколько раз, подчеркивая позу. Это простой и убедительный способ объединить части композиции: голову с туловищем, руку с талией. Потренируйтесь рисовать дуги ниже и обведите их на работе Карраччи. Потом найдите дуги на следующем изображении. Обращайте внимание на повторяющиеся линии.

 

Линия движения в рисовании тела человека

Аннибале Карраччи. Сидящий юноша, смотрящий вправо, вид сзади. Ок. 1560-1609. Сангина и мел. 28,2x30,2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Линия движения в рисовании тела человека

Марсел Сейбен де Марой (1878-1962). Название и дата неизвестны. Бумага, сангина. Размер неизвестен. Коллекция Джордана Сокола и Амайи Гурпид

 

S-образная линия

Змеевидная «линия красоты» описывает ритм чередующихся изгибов человеческого тела. Изучая фигуру, взгляд следует по элегантной кривой. Один из вариантов расположения линии красоты вы видите на рисунке Хендрика Гольциуса «Аполлон». Потренируйтесь чертить S-образную линию и обведите ее на рисунке. Найдите линию красоты, следующую от шеи к животу и вниз по ноге.

 

Линия движения в рисовании тела человека

Хендрик Гольциус. Аполлон. 1588. Гравюра. 34,9x26,4 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (коллекция Элиши Уайтлси, фонд Элиши Уайтлси, 1951)

 

Линия движения в рисовании тела человека

Неизвестный французский художник. Без названия. Конец XIX века. Бумага, уголь. 44,5x30,5 см. Коллекция Джордана Сокола и Амайи Гурпид

 

Линии движения

Обведите на этих рисунках повторяющиеся линии движения. На рисунке «Сон» найдите дугу от головы до стоп.

 

Линия движения в рисовании тела человека

Джульетта Аристид. Сон. 2013. Тонированная бумага, уголь, белила. 61x71,1 см

 

На рисунке Луиджи Скьявонетти очертания гор приводят взгляд к дуге на стене. Она повторяется от стоп мужчины до головы женщины, следуя изгибу ее тела. Где еще есть «рифмующиеся» линии?

 

Линия движения в рисовании тела человека

Луиджи Скьявонетти. Копия работы Уильяма Блейка «Душа, висящая над телом. Иллюстрация к поэме Роберта Блэра». 1813. Гравюра. 16,2x22,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, фонд Харриса Брисбейна Дика, 1917

 

Быстрые наброски

Чтобы понять, как линии движения передают пластику модели,нарисуйте каждую фигуру ниже или распечатайте картинки и обведите фигуры поверх существующих линий. Проведите основную линию движения, описывающую позу, и добавьте наклон головы, грудной клетки и таза. Повторите наброски на чистом листе, стараясь показать движения линиями.

 

Линия движения в рисовании тела человека

Майкл Хэмптон. Наброски (фрагмент). 2018. Цифровой рисунок

 

Линия движения в рисовании тела человека

Глен Вилппу. Без названия

 

Линия движения в рисовании тела человека

Джульетта Аристид. Пятиминутные наброски. 2017. Бумага, сепия. 45,7x45,7 см

 

Здесь рисуйте фигуры самостоятельно. Сначала наметьте расположение головы и стоп, затем нарисуйте линию движения для каждой позы. Обратите внимание на ее роль в законченных набросках.

ddrug1.png