Контраст в рисунках штрихами

Для достижения хороших результатов необходимо контролировать степень контрастности при штриховке. Различие в один или несколько тонов тонами может иметь решающее значение для понимания формы предмета или его отличия от фона. Поскольку контраст основан на разнице тонов, следует хорошо понимать, как использовать этот инструмент, чтобы подчеркнуть форму предмета.

 

Штриховка и контраст 

Распределение теней

Первый контраст достигается уже при нанесении первого слоя штриховки. Цель — создать первый намек на тени при помощи контрастной, но пока недостаточно четкой штриховки. Это предварительная работа, своего рода репетиция, и ее нельзя считать окончательной.

 

Контраст в рисунках штрихами

Когда на рисунке нет линий, нанесение теней является хорошим методом определения формы предмета. В данном случае с помощью угольной палочки можно изобразить форму бутылок, которые отчетливо выделяются на фоне белого листа бумаги.

 

Контраст в рисунках штрихами

Когда же рисунок создан с помощью линий, тени обеспечивают информацию о массе предмета или подчеркивают некоторые контуры посредством тоновых контрастов, как это видно на рисунке нижней части блюдца или верхней части чашки.

 

Контраст между плоскостями

Контраст, создаваемый тенями, — весьма распространенный способ отделить предмет от фона или от других предметов, частично закрывающих его или находящихся позади него. Нанесение на плоскости штриховки различной яркости позволяет разделить предметы, используя контраст, и зритель не сможет уже их перепутать.

 

Контраст в рисунках штрихами

Существует два отдельных метода отделения предмета от фона. Первый — работа на очень темном фоне. При этом более светлые предметы зрительно выступают вперед. Это достигается путем высветления отдельных участков с помощью ластика.

 

Контраст в рисунках штрихами

Во втором случае фон покрыт очень светлой штриховкой, в то время как сам предмет выделяется благодаря более ярким и темным теням. Этот метод лучше всего использовать при работе углем.

 

Уточнение рельефа поверхности

Тени не должны быть просто инструментом, позволяющим уточнить контуры предмета с помощью контраста. Они также используются внутри предмета и на его поверхности, чтобы показать его свойства и текстуру.

 

Контраст в рисунках штрихами

Чтобы зрители не путались с изображениями перекрывающих друг друга предметов, каждый предмет следует заштриховывать линиями различной яркости. Таким образом, на этом рисунке лампа выглядит более темной, при этом на фоне, покрытом штриховкой среднего тона, выделяются четкие прямоугольные формы.

 

Контраст в рисунках штрихами

Нечто похожее можно увидеть и на этом рисунке шляпы. Тени дают ясную информацию об изгибах и текстуре поверхности. Все это позволяет понять, что здесь нарисована старая потрепанная шляпа.

 

Контраст в рисунках штрихами

Небольшие по площади тени дают достаточно информации о предмете. Здесь они показывают, что тюбик почти пустой. Углубления на его поверхности указывают на то, что часть его содержимого была выдавлена.

 

Контраст для выразительности

Влияние света

Сущность искусства рисования — это умение наблюдать, а для наблюдения необходим свет. Без света ничего невозможно увидеть. Другими словами — все, что мы видим, освещено в той или иной степени. Чтобы научиться рисовать, сначала нужно научиться пользоваться светом. Свет помогает определить форму предмета, моделирует их поверхности и показывает расстояние до различных составляющих его плоскостей. В рисовании свет не существует без тени, светлые области не существуют без темных. Напряжение между этими контрастными областями и их правильное расположение — это то, что определяет различные плоскости предмета и определяет положение источника света, его освещающего.

 

Контраст в рисунках штрихами

 

Точно так же, как можно рисовать, используя только линии, можно рисовать, используя только затонированные области. Рисунки, выполненные только с помощью затонированных областей, наполнены атмосферой и очарованием. Изучая то, как предмет воспринимает свет, и передавая это разнообразными оттенками одного цвета, можно создать очень убедительный эскиз.

 

Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: графитовые стержни твердости 2В и 4В, ластик.

 

Контраст в рисунках штрихами

 

Тональный набросок

Прекрасный способ научиться видеть и рисовать тени — использовать только один тон или валер. Вы будете удивлены, увидев, сколь многое может сообщить всего один тон о внешнем виде предмета.

 

Контраст в рисунках штрихами

Поначалу пейзаж рисуется куском графитового стержня, прижатого к бумаге боковой стороной — это позволяет изобразить стволы деревьев на переднем плане и тени, которые они отбрасывают на землю. На данном этапе не следует отвлекаться на детали. Сейчас самое главное — создать определенный контраст между участками серых теней и остальной частью белого листа бумаги.

 

Контраст в рисунках штрихами

В конце следует добавить тем же тоном тени в подлеске и в нижней части кроны деревьев. По контрасту светлые области листа бумаги представляют собой освещенные части пейзажа.

 

Контраст с использованием двух тонов

Использование второго тона позволяет разделить самые темные тени и средние тона. Больший контраст теней с белизной бумаги подчеркивает ярко освещенные участки.

 

Контраст в рисунках штрихами

Теперь отложите графитовый стержень 2В и работайте только стержнем твердости 4B, который способен создать более темные оттенки серого цвета. Держа кончик грифеля под острым углом, расширьте участки более темного серого цвета. Эти тени должны быть менее абстрактными и немного больше соответствовать формам предметов.

 

Контраст в рисунках штрихами

К предыдущим серым тонам добавьте более темные тени в нижней части листа бумаги и в кроне деревьев. Теперь каждая тень состоит из двух разных оттенков серого цвета.

 

Контраст в рисунках штрихами

Теперь снова возьмите кусок грифеля твердости 2B и завершите рисование листвы деревьев с помощью легкого тонирования, сохраняя белые участки бумаги, которые представляют собой освещенные области. Рисунок Габриэля Мартина.

 

Контраст в рисунках штрихами

Чтобы получить равномерный тон на этой первой фазе работы с помощью теней, следует отломить кусок графитового стержня и использовать его, прижимая к бумаге плоской боковой стороной.

 

Контраст в рисунках штрихами

Проведите ластиком по правой стороне стволов деревьев, осветляя их, чтобы показать, что там на них падает свет.

 

Контраст в рисунках штрихами

Если вы хотите эффектнее закончить рисунок, можете сделать тени более контрастными и завершить рисование рощи, изобразив деревья на самом заднем плане.

ddrug1.png