Основы поэтапного рисования фигуры человека
Все ваше прошлое, вплоть до настоящего момента, принадлежит вам. Вы им распоряжаетесь. Работы древних мастеров и нынешних студентов, прозвучавшее секунду назад слово — все есть опыт.
Робер Анри. Дух искусства
История западного искусства неотделима от его основного сюжета — фигуры человека. Столетиями мужчины и женщины позируют для мифологических, исторических, религиозных и портретных полотен. Фигуру человека учили рисовать в мастерских, гильдиях и академиях. Мир изменился, но человек остается центром изобразительного творчества — вероятно, потому, что, как заметил художник Гэри Фейгин, лицо представляет для нас самый большой интерес. Принадлежность к роду человеческому определяет базовые связи творца и зрителя.
Вы изучаете фигуру человека не в одиночестве, а в кругу художников прошлых столетий. Вам помогает кладезь знаний, который принято называть традицией. Он создавался много веков трудами живописцев и рисовальщиков. Традиция учит понимать произведения искусства прошлого и творить в своем времени.
В этом разделе вы будете учиться по историческим методикам. Многие художники, желая узнать секрет успеха известных мастеров, начинали творческий путь с копирования их работ. Первый этап — самый важный в обучении. Иногда приходится несколько раз проходить начальный курс рисунка, чтобы досконально во всем разобраться.
Роберт Либераче. Фигура тянущего человека (фрагмент). 2010. Бумага, сангина. 45,7 x 76,2 см
Ученикам обычно неясно, с чего начинать рисунок обнаженной натуры. В реальности тело отличается от того, что мы видим в кино и рекламе. Оно бугристое, неоднородное, покрыто волосами и разными отметинами, шероховатое и округлое, а модели бывают всех цветов кожи, размеров и возрастов. Немудрено растеряться. Но есть специальные методы рисования обнаженной натуры, позволяющие разглядеть строение тела независимо от комплекции. Научившись его видеть, вы поймете, что любое тело прекрасно. Но его красота — не сюжет, а призма, сквозь которую художник на него смотрит.
Греческий философ Эпиктет советовал: «Легче всего развиваться, имея образец для подражания... В этом нет ничего зазорного. Семя величия заложено в каждом из нас, но, чтобы оно проросло, нам нужно знать, к чему стремиться». Это применимо и в жизни, и в искусстве. Изучая шедевры старых и современных мастеров, учишься на первоисточниках.
Обзаведитесь всеми возможными средствами для самовыражения. Это ваши произведения, ваша традиция, ваше время. Найдите свой голос и прибавьте к традиции лучшее, на что способны.
Базовые правила
Прежде чем мы начнем разбирать основы поэтапного рисования фигуры человека, читая статьи-уроки, помните о следующих правилах:
- Начинайте рисовать бледными линиями. Они легко стираются, поверх них всегда можно провести более жирные. Потренируйтесь выполнять разные штрихи карандашом на отдельном листе. Сначала едва касайтесь грифелем бумаги, потом увеличивайте нажим. Еще можно положить поверх иллюстраций кальку или веленевую бумагу и обводить их.
- Не торопитесь. Не обязательно заканчивать рисунок за один сеанс. Умение определять пропорции на глаз приходит постепенно.
- Размечайте границы композиции. Для копирования возьмите лист того же размера, что и оригинал. В процессе работы изображение иногда разрастается, и ноги или голова не помещаются на листе. Чтобы этого не произошло, наметьте верхнюю и нижнюю точки фигуры. Затем измерьте ширину линейкой или поставьте метки на листе и перенесите их на свой рисунок. Проще заметить ошибку на рисунке того же размера, что и оригинал. Расхождения сразу видны, если быстро перемещать взгляд с оригинала на копию и обратно.
- Проверяйте пропорции. Я рекомендую рисовать от руки, но вы можете отмечать якорные точки, например половину роста или высоту головы. Если оригинал и копия одного размера, можно сравнивать параметры элементов рейсшиной или листом бумаги. Но все же лучше сначала рисовать от руки, а потом проверять пропорции.
Материалы
Вам нужны только карандаш, ластик и точилка. Для цветных рисунков возьмите сепию или умбру.
Я начинаю рисовать твердым карандашом (Н/Т), им можно набрать достаточно темный тон до того, как переходить к более мягким. При покупке карандаша смотрите на маркировку: Н (Т) — твердый, В (М) — мягкий. Чем больше цифра перед буквой, тем тверже или мягче грифель и, соответственно, светлее или темнее линия. Механические карандаши, даже самые дешевые, удобны тем, что их не нужно точить. Лучшие карандаши продаются в специализированных магазинах художественных товаров, но вам подойдут и обычные канцелярские.
Ластик на конце карандаша портит бумагу, поэтому им надо работать аккуратно, а лучше приобрести белый пластиковый ластик или клячку.
Вам не обязательно создавать точную копию оригинала. При желании вы можете воспользоваться другим материалом и сделать изображение светлее или темнее. Работы в этом разделе выполнены в основном углем и карандашом цвета сепия, Конте или обычным, но можно работать и графитовым карандашом.
Джульетта Аристид. Набросок фигуры. 2014. Стекло, карандаш Stabilo. 25,4x30,5 см
Последовательность в рисовании фигуры человека
Здесь вы узнаете о процессе рисования от начала до конца — от компоновки до тональной моделировки. Мы всегда работаем от общего к частному, от крупных форм и пятен к более мелким.
- Размещение фигуры на листе. Ограничьте фигуру верхней, нижней, правой и левой точками и проведите центральную линию. Вы задали размеры и расположение фигуры на листе.
- Линия движения. Сверху донизу проведите линию направления, по которому скользит взгляд. На этой стадии ваше художественное видение облекается в форму.
- Наклоны и повороты. Посмотрите на углы наклона плечевого пояса, сосков, подвздошных костей и тазобедренных суставов. Определите опорную ногу. Это каркас будущего рисунка.
- Построение. Длинными прямыми штрихами наметьте контуры тела и основную форму теней. На этом этапе важнее общее направление линий, чем детали контура.
- Распределение тональных пятен. Обозначьте тени легкой обобщенной штриховкой.
- Объем. Проработайте полутона и светотеневые переходы, создавая иллюзию объема.
Джон Сэмюэл Эйгар. Геракл маркиза Лансдауна. 1806-1835. Тушь и заливка. 39,5x30 см. Музей Гетти
Большинство художников придерживаются последовательности, описанной выше. Обратите внимание на переход от общего к частному. Каждый этап важен на пути к прекрасному произведению.
- Расположение фигуры на листе. Художник отметил верхнюю и нижнюю границы, проследил наклонную направляющую от середины шеи до колена и повернул ее к стопе. Обозначил параллельные линии: макушка, плечевой пояс и подвздошные кости. Это каркас фигуры.
- Разметка основных масс. Намечены голова, торс и таз. Грудную клетку мы видим в ракурсе три четверти, а голову — в профиль. Художник также начал преждевременно размечать тени на грудной клетке.
- Построение фигуры. Обозначены все контуры фигуры и тени на ней. Тени намечены светлыми угловатыми контурами точно на нужных местах. Это облегчает дальнейшую работу.
- Распределение тона. На первом этапе штрихования теней они выглядят как континенты на карте мира. Появилось начальное разделение света и тени. Выраженные границы привлекают внимание.
- Объем. В результате вдумчивой тональной проработки теней и полутеней создается поверхность кожи, внимание зрителя направлено на свет. Светотеневой контраст добавляет ощущение объема.
- Финальная прорисовка формы. Кропотливый тональный разбор всей композиции. Последовательная проработка мелких частей фигуры помогает передать индивидуальный характер модели.
Тенайя Симс. Хольгер (фрагмент). 2011. Бумага, пастельный карандаш. 48,3x33 см