Барбизонская школа: художники и их картины

Барбизонская школа состояла из живописцев, занимающихся пейзажами. Она стала так называться из-за местечка Барбизон - маленькой деревни в лесу Фонтенбло, где продолжительное время проживали многие живописцы барбизонской школы. Пейзажи представителей школы сдержанные по цветовой гамме, они реалистичны, но не теряют легкой идеализированной окраски. Произведения художников барбизонской школы заложили основу, появившегося позже, импрессионизма, вытащили последователей школы и других живописцев из студий на пленэр

 

Живописцы барбизонской школы опирались на работы таких значимых деятелей искусства, как Ян ван Гойен, Никола Пуссен, Клод Лоррен, Мейндерт Хоббема, Якоб ван Рёйсдаль, Ричард Паркс Бонингтон. Также на художников-барбизонцев повлиял ряд их современников, среди которых были Камиль Коро, Гюстав Курбе, Эжен Делакруа.

 

Итак, перейдем к художникам барбизонской школы, ее основателям и вдохновителям.

 

Художники-барбизонцы

  1. Теодор Руссо
  2. Жюль Дюпре
  3. Констан Тройон
  4. Нарсис де ла Пенья
  5. Анри Арпиньи
  6. Жан-Франсуа Милле
  7. Франсуа-Луи Франсэ
  8. Адольф Аппиан
  9. Шарль-Франсуа Добиньи
  10. Исидор Даньян

 

Теодор Руссо

Теодор Руссо является основателем барбизонского течения. Рисовал свои полотна во Франции, в частности, существенное количество времени провел в Нормандии и Барбизоне. Самые значимые картины мастера были созданы, когда он проживал в простеньком крестьянском доме в Барбизоне. Среди шедевров художника, стоит отдельно обозначить: «Дубы в Апремоне» и «Выход из леса Фонтенбло. Закат», обе картины находятся в Лувре.

 

Теодор Руссо. Закат в Арбонне
Теодор Руссо. Закат в Арбонне

Жюль Дюпре

Жюль Дюпре был восхищен стилем Теодора Руссо, а также он знал другого художника-барбизонца - Никола-Луи Каба. На творчество Дюпре повлияла поездка в Англию и путешествие к видам Констебля. Произошедшее позже, знакомство с Руссо, привнесло в полотна Дюпре значительную толику реализма. Вместе с Руссо он работал до 1849 года, в то время и были нарисованы лучшие картины Жюля Дюпре, среди которых: «Ланды» (1845—1850 годы; Лувр), «Вечер» (1840-е годы; место хранения: ГМИИ), «Старый дуб» (1845—1850; хранится в Мериленде), «Деревенский пейзаж» (1840—1844 годы; Эрмитаж).

 

Жюль Дюпре. Старый дуб
Жюль Дюпре. Старый дуб

Констан Тройон

Констан Тройон был хорошо знаком с Теодором Руссо и Жюлем Дюпре. Однако, в 1847 г. Он посетил Голландию и на него произвели колоссальное впечатление произведения художника Паулюса Поттера, тогда он перешел от пейзажной живописи к полотнам с животными. Его картины: «Отправление на рынок» (1859г.; хранится в Эрмитаже) и «Быки отправляются на пахоту. Утро» (1855г.; место хранения: Лувр), стали весомым наследием в истории мировой живописи.

 

Констан Тройон. Отправление на рынок
Констан Тройон. Отправление на рынок

Нарсис де ла Пенья

Нарсис де ла Пенья не сразу пришел к созданию реалистичных пейзажей. Длительное время он был увлечен романтизмом в искусстве и картинами Корреджо (художник эпохи Возрождения). Рисовал полотна с нимфами и прочими мифическими персонажами, а его работы вызывали бесконечные похвалы в Салоне. Близкое общение с Теодором Руссо выпало на вторую половину жизненного пути художника, они начали совместно рисовать произведения в лесу Фонтебло, и стиль живописи Нарсиса Вержиля Диаза де ла Пеньи стал заметно меняться. Явно видно, что поздние пейзажи Диаза стали весомым взносом в развитие художественного искусства, из произведений можно выделить картины: «Дорога через лес» (1865—70, хранится в музее д’Орсэ), «Старая мельница около Барбизона» (хранится в частной коллекции), «Опушка леса» (1871, хранится в музее д’Орсэ), «Лесная дорога» (1850-е, Эрмитаж), «Осень в Фонтенбло» (1872, место хранения: ГМИИ им. Пушкина), «Возвышенность в Жан-де-Пари» (1867 год, хранится в музее д’Орсэ), «Пейзаж с сосной» (1864 г.; хранится в Эрмитаже), «Лес в Фонтенбло» (1867, Бордо).

 

Нарсис де ла Пенья. Цыганские принцессы
Нарсис де ла Пенья. Цыганские принцессы

Анри Арпиньи

Творческая карьера Анри Арпиньи началась лишь в 27-летнем возрасте. Однако, картины Арпиньи были оценены и хорошо восприняты искушенной публикой за их превосходное исполнение и искренность.

 

Анри Арпиньи. Бриарский железнодорожный мост
Анри Арпиньи. Бриарский железнодорожный мост

Жан-Франсуа Милле

Жан-Франсуа Милле являлся сыном самого обычного фермера, в отличие от большинства мастеров барбизонской школы. Свое первое полотно с деревенским сюжетом написал в 1948 году. В начале своей творческой дороги был очарован творчеством Пуссена и Микеланджело, а наибольшее влияние на Милле оказал французский мастер Шарль-Эмиль Жак. Милле был самым частым посетителем леса Фонтенбло среди всех художников барбизонской школы. Жан-Франсуа Милле даже умер в Барбизоне. Полотна художника невероятно достоверны, среди произведений, стоит обратить внимание на эти: «Весна» (1868—1873 годы; Музей д’Орсэ), «Сеятель» (1850, хранится в Бостоне), «Анжелюс» (1857-59, хранится в музее д’Орсэ), «Стога: осень» (1874 год, Музей Метрополитен), «Собирательницы колосьев» (1857; Музей д’Орсэ), «Собирательницы хвороста» (1850-е, ГМИИ им. Пушкина), «Человек с мотыгой» (1863 г., Частная коллекция), «Уборка гречихи» (1868—1870 гг.; Бостон).

 

Жан-Франсуа Милле. Собирательницы хвороста (Угольщицы)
Жан-Франсуа Милле. Собирательницы хвороста (Угольщицы)

Франсуа-Луи Франсэ

В картинах Франсуа-Луи Франсэ есть аспекты классики и сказочности, что совершенно не удивляет, ведь художник начинал с написания изображений к книгам. Франсуа-Луи пробовал создавать произведения самыми различными средствами: маслом, чернилами, акварелью, углем. Он стабильно проводил эксперименты с техникой исполнения картин, что прекрасно заметно в разнообразии его произведений.

 

Франсуа-Луи Франсэ. Сбор оливок в Тиволи
Франсуа-Луи Франсэ. Сбор оливок в Тиволи

Адольф Аппиан

Адольф Аппиан, пожалуй, добился отличных результатов и как художник, и как создатель гравюр. Его полотна, созданные углем, ничем не проигрывают по техническим нюансам тем, что были нарисованы маслом. Разнообразие оттенков черного цвета - это важнейшая составляющая его произведений.

 

Адольф Аппиан. Рыбак на пруду у реки Эн
Адольф Аппиан. Рыбак на пруду у реки Эн

Шарль-Франсуа Добиньи

Началом творческой деятельности Шарля-Франсуа Добиньи были сюжетные картины, на них его воодушевила поездка в Италию. Добиньи был популярным мастером и иллюстрировал многие романы и рассказы, знаменитых писателей, среди которых: Эжен Сю, Поль де Кок, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и т.д. Склонность художника к реалистическим изображениям природы, возникла у художника после знакомства с Камилем Коро. Отображение света в творчестве Шарля-Франсуа Добиньи, выделяет художника из всех других художников-барбизонцев и делает его полотна больше схожими с произведениями импрессионистов.

 

Шарль-Франсуа Добиньи. Восход луны в Овере, или Возвращение стада
Шарль-Франсуа Добиньи. Восход луны в Овере, или Возвращение стада

Исидор Даньян

Исидор Даньян обожал правдивые пейзажи и был впечатлен работами Клода Лоррена. В целом, его стиль обладал отличиями как от художников барбизонской школы, так и от представителей импрессионизма, ему соответстует блестящая гладкость и значительное использование в произведениях классических архитектурных элементов.

 

Исидор Даньян. Вид на Авиньон и мост Сан-Бенезе
Исидор Даньян. Вид на Авиньон и мост Сан-Бенезе

 

К кругу художников барбизонской школы также причислялись: Огюст Анастази (1820—1889), Эжен Сисери (1813—1890 годы), Каба (1812—1893 гг. ), Дюпре (1816—1879) и некоторые другие. Ученики художников барбизонской школы, в отличие от собственных учителей, не добились больших результатов и для многих остались малоизвестны.