Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Французский импрессионист Жорж Сёра сказал новое слово в использовании пастельных палочек на очень шершавой бумаге. Растушевывая черную пастель, он создавал поверхности различного тона и добивался пуантилистского эффекта, основанного на контрасте темных и светлых оттенков одного цвета, тем самым ниспровергая господство линий. В этом упражнении будет на практике применяться его техника изображения фигуры на зернистой бумаге. Материалы для упражнения: хлопчатобумажная ткань или бумажное полотенце, растушка, палочка пастели черная и белая, черный и белый карандаш, ластик.

 

Растушевка пастелью в стиле Жоржа Сёра

 

Темные области

На первых этапах рисования не стоит создавать области очень яркого темного тона. Гораздо важнее просто выделить темные участки рисунка с помощью однородного серого тона — это станет основной для дальнейшего определения форм.

 

Растушевка пастелью в стиле Жоржа Сёра

При помощи штриховки, выполненной боковой стороной палочки пастели, следует выделить основные части композиции. Легким зигзагообразным движением ребра палочки мы изображаем фигуру и контур дерева, а затем, двигая с нажимом боковой ее плоскостью, создаем область темного тона на заднем плане.

 

Растушевка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Работая боковой стороной палочки, выделите основные группы теней. Этот первый этап работы очень важен для размещения остальной части элементов композиции, потому что контраст между темными и светлыми областями определяет точку базисного равновесия.

 

Растушевка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Как только тени будут расположены правильно, рисунок начинает выглядеть устойчивее. Тени растушевываются мягкой хлопчатобумажной тряпочкой. Бумага лучше всего поглощает пигмент в меле. Это хорошая основа для постепенного продолжения увеличения числа градаций тона.

 

Растушевка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Рисование на зернистой бумаге боковой стороной палочки пастели идеально подходит для выполнения тональных штрихов, обеспечивающих интересные атмосферные эффекты.

 

Растушевка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Рисуя линии палочками пастели, следует избегать работы ее кончиком. Рисуйте плоской стороной палочки, чтобы получились зернистые толстые штрихи.

 

Создание тени увеличением нажима

Продолжайте рисовать боковой стороной палочки пастели, создавая равномерные тени, а затем усиливайте нажим на пастель в зависимости от яркости и глубины тени. Нажимая на палочку пастели, можно почти полностью закрыть зерно бумаги.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

После создания первоначальной равномерной тени плоской стороной палочки пастели добавьте новые тени с левого края рисунка и в глубине фона. Чтобы сделать эти тени темнее, растирайте пигмент по бумаге до тех пор, пока не заполнится зерно бумаги.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Рисунок выстраивается при помощи переплетенных между собой слоев пигмента. Первые штрихи будут нанесены кончиком палочки пастели на складки одежды и на ствол дерева.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Эта работа выполняется пастельным карандашом, кончик которого слегка наклонен, чтобы более точно наметить края фигуры. Постоянный переход между различными уровнями плотности теней позволяет выделить складки одежды, ствол дерева и растительность на заднем плане.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Накладывая слои тени один на другой, можно добиться глянцевой поверхности — при этом тон закрашиваемого участка становится темнее, а степень видимой зернистости бумаги уменьшается.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Движение растушки полностью закрывает поры бумаги, создавая гораздо более яркий тон.

 

Создание теней без резких изменений тона

Рельефная поверхность зернистой бумаги позволяет художнику многократно работать пастелью в тех областях, где сходятся два участка разного тона и смешиваются между собой. Разные оттенки цвета можно смешивать, растирая один тон поверх контура соседнего тона, так, чтобы эти два разных оттенка цвета перетекали один в другой без резких переходов.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

На этот раз штрихи более линейные и более темные. Вместо того чтобы передавать детали и нюансы, мы сводим композицию к группе светлых и темных областей, которые объединяются и накладываются одна на другую. Палочкой пастели нужно изобразить складки одежды и форму головы.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Проанализировав рисунок на этом этапе, можно заметить, что существует два вида тени: один создается кончиком палочки пастели или карандаша — при этом рисуется масса штрихов, которые затем растушевываются и смешиваются, чтобы создать массив тона. Другой тип тени создается путем работы боковой стороной палочки и растушевывания пигмента растушкой.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Темный тон, созданный пастелью, может достигать плотности, близкой к абсолютно черному цвету, — это зависит зависимости от силы нажима на палочку пастели. Чтобы уравновесить этот тон, используются штрихи, выполненные белым мелом, при этом растушевываются контуры фигуры.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

При растирании пигмента в темной области растушкой тон становится более ярким, потому что она спрессовывает пигмент, покрывающий белую бумагу.

 

Растушёвка пастелью в стиле Жоржа Сёра

Рисунок Мерседес Гаспар. Число деталей было сокращено до такой степени, что фигура в ярко освещенных областях стала почти неузнаваемой. Зернистая текстура бумаги гармонизирует и объединяет все тона рисунка, создавая атмосферный эффект.

 

  1. Если быстро провести по поверхности бумаги палочкой белой пастели, то получим беловатый тон, напоминающий атмосферные эффекты работ Сера.
  2. Несколько линий этого рисунка изображают текстуру ствола дерева — они могут быть толстыми, тонкими, неровными. Даже здесь штрихи решительные и изящные.
  3. При изображении складок одежды очень важен контраст. В самых светлых областях следует создать с помощью ластика несколько участков белого цвета.
ddrug1.png