Как рисовать голову, руки и стопы
Копирование и созидание — на первый взгляд совершенно разные вещи. Однако художники веками формировали собственное видение, оригинальное и личное, впитывая опыт предшественников.
Эгберт Хэйверкамп-Бегеманн. Творческие копии
Полноценное обучение рисованию фигуры человека — это освоение теоретической базы и тренировка наблюдательности. Теория — построение, анатомия и пропорции — это знания, которые позволяют рисовать правдоподобную фигуру по памяти. Наблюдательность же нужна, чтобы рисовать именно то, что видишь, не думая, как это устроено, и подмечать, чем конкретный человек отличается от других. Так вы учитесь обращать внимание на линии, формы и тона, делающие фигуру неповторимой. Знание теории и наблюдательность помогают создавать шедевры.
Необходимо опираться на оба подхода, мы начали с общих принципов: линии движения, измерений и построения, а также формирования объема с помощью форм. Теперь, как и все художники до нас, мы должны объединить теоретические знания с наблюдательностью, чтобы создавать современное искусство.
Рисунок всегда воспринимается целиком, а не частями, и правила едины для всей композиции. Голову мы рисуем по тем же принципам, что яблоко и чайник. Какие-то части тела кажутся сложнее других, потому что в них много деталей, при этом все знают, как они выглядят. Малейший промах — и выйдет ненатурально. Здесь мы рассмотрим 3 самых страшных для новичка части — голову, руки и стопы — и преодолеем страхи с помощью упрощения и практики.
Питер Пауль Рубенс. Анатомические штудии: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье. Ок. 1600-1605. Бумага, перо и коричневая тушь. 27,8x18,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Начать рисование частей тела можно с копирования уже существующих изображений. Скопируйте рисунки, идущие далее, на пустых листах. Работайте, как обычно, от общего к частному.
Голова девушки (фрагмент). Литография из книги Шарля Барга Cours de dessin, опубликованной ок. 1866-1871
Распечатайте этот рисунок и попробуйте выполнить тональную моделировку. Еще пара примеров тональной моделировки представлена в статье про тон в рисовании тела человека (см. рисунки Рубенштейна - Сара XXI и Сара XXIII).
Кевин Чен. Голова в разных ракурсах. 2017. Эскизная бумага, графитовый карандаш. 61 х45,7 см. Курс аналитического рисования фигуры
Станислав Прокопенко. Без названия
Кевин Чен. Руки и стопы. 2017. Бумага, графитовый карандаш. 61х45,7 см. Курс аналитического рисования фигуры
Глен В. Вилппу. Стопы
Кевин Чен. Конструктивный рисунок колена. 2017. Бумага, графитовый карандаш. 61x45,7 см. Курс аналитического рисования фигуры
Майкл Ментлер. Из скетчбука. 2007. Заливка тушью, перо, гуашь, белила. 30,5x22,9 см