Рисование с помощью простых форм

Пристально глядя на природу, мы первым делом замечаем, что за кажущимся бесконечным разнообразием ее объектов кроется конечное число конкретных шаблонов.

Майкл Шнайдер. Пособие по конструированию Вселенной для начинающих

 

Рисунок начинается с точки, которую мы ставим на бумаге, поднеся к ней карандаш. Двигая его и последовательно соединяя точки, мы проводим линию. Несколько линий образуют форму. В этой статье мы будем учиться распознавать формы, а далее научимся компоновать их.

 

Содержание

  1. Учимся видеть форму
  2. Общее и частное
  3. Разнообразие природных форм
  4. Найдите пятиугольник на листе
  5. Вписываем фрукт в геометрическую форму
  6. Скопируйте рисунок: упражнения с формами

Я слышала, что изначальные формулировки Бертрана Рассела почти не менялись в финальной редакции, настолько он был красноречив. Но чаще всего авторы составляют примерный план, пишут черновики и правят их. Вероятность выполнить удачный рисунок с одной попытки так же мала, как написать книгу без правок. Опытные художники, как и писатели, сначала намечают идею, а потом доводят ее до ума.

 

Учимся видеть форму

Поговорим о том, как мы воспринимаем форму. Начинающие часто оказываются во власти стереотипов и больше склонны додумывать, чем смотреть. Проверьте себя: нарисуйте лист и рыбу. Готово? Вам не понадобилась натура, потому что эти образы хранятся в памяти у всех. Но важное умение быстро найти в памяти соответствующий названию образ в искусстве только мешает. По памяти мы рисуем «лист вообще» и «рыбу вообще», а не конкретные объекты. Такого рода символы хороши для указателей в аэропорту, но красоту природы с их помощью не передать.

 

Делая первые шаги в рисовании, ученики неосознанно пользуются хранящимися в памяти образами и рисуют контуры глаза, даже если его половина находится в тени; четыре ножки стола, хотя видно только две; эллипс чашки, даже если она стоит на уровне глаз. В реальности предметы обычно видны не полностью и предстают в неожиданных ракурсах, они совершенно не похожи на символы. В жизни каждая рыба и лист имеют индивидуальные окраску, форму и размер, и мы видим их с определенной точки и при неповторимом освещении. Чтобы рисовать вещи такими, какие они есть, надо забыть об устоявшихся представлениях. Названия и функции уводят нас в сферу символов, а неспешное изучение формы предметов позволяет увидеть их свежим взглядом.

 

Общее и частное

Художники эпохи Ренессанса считали мир творением рук Божьих и пытались понять, как он устроен. Как и древние греки до них, они изучали природу в поисках скрытой в ее основе геометрии и применяли обнаруженные соотношения в искусстве и архитектуре.

 

Предметы не всегда низводили до символов. Художники уже давно изучают строение человека, растений и животных в поисках общих черт. Наряду с узнаваемыми признаками, указывающими на принадлежность к определенной категории, у всего есть индивидуальные характеристики. Например, ни одна кошка не похожа на другую, однако мы не спутаем ее с птицей или деревом. У всех людей одинаковое строение скелета, но при этом мы очень разные. Так сочетаются общее и частное — идеальные формы чувственного восприятия и несовершенства видимых объектов.

 

В этой статье ваш внутренний художник эпохи Ренессанса будет искать обобщенные формы привычных вещей и превращать их в более сложные и реалистичные.

 

Рисование с помощью простых форм

Кацусика Хокусай. Насекомые. 1812. Ксилография. Размер неизвестен

 

Разнообразие природных форм

Поищем геометрические фигуры — круг, треугольник, квадрат, овал и пятиугольник — на рисунках природных объектов.

 

  1. Большинство цветков плодовых деревьев, листьев и других природных форм вписываются в пятиугольник. Найдите на этом рисунке пятиугольник и обведите его.

 

Рисование с помощью простых форм

Джоэль Хуфнагель. Краеглазка эгерия, огуречная трава, горох огородный и физалис (фрагмент). 1561-1562. Акварель. 16,6x12,4 см. Музей Гетти

 

  1. В квадрат и другие четырехугольники вписываются многие цветки. Найдите и обведите квадрат на рисунке.

 

Рисование с помощью простых форм

Джоэль Хуфнагель. Вейник, шиповник французский, жаба и гвоздика (фрагмент). 1561-1562. Акварель. 16,6x12,4 см. Музей Гетти

 

  1. Треугольник — устойчивая фигура. Она найдется в заостренной мордочке кота, фруктах, птицах и самолетах. Обведите треугольник на рисунке.

 

Рисование с помощью простых форм

Уильям Генри Престель. Земляника (фрагмент). 1892. Акварель. Размер неизвестен. Собрание помологических акварелей Министерства сельского хозяйства США, коллекция редких экспонатов Национальной сельскохозяйственной библиотеки

 

  1. Найдите геометрические фигуры на рисунке ниже. Заметили полукруг? Обведите как можно больше треугольников, кругов и овалов.

 

Рисование с помощью простых форм

Ян ван Кессель-младший. Бабочка, гусеница, мотылек, насекомые и смородина. Ок. 1650-1655. Велень, гуашь, коричневая тушь и серебряная игла. 13x17 см. Музей Гетти

 

Найдите пятиугольник на листе

Каждый лист дуба, ясеня или терна — единственное воплощение образца, и для некоторых именно в этом году они станут воплощенными образцами, впервые увиденными и узнанными, хотя Дубы выбрасывают столько листьев, что хватит на бесчисленные поколения людей.

ДЖ. Р. Р. ТОЛКИЕН. О ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

 

В этом упражнении мы будем рисовать звезду поверх изображения листа. Ваша задача здесь — обозначить общую форму и в то же время разглядеть индивидуальность каждого элемента. Их уникальностью обусловлено разнообразие пятиугольных форм в природе.

 

Рисование с помощью простых форм

  1. Тонкими линиями обозначьте вокруг листа квадрат.
  2. Найдите центр: нарисуйте две диагонали, соединяющие противоположные углы, а через точку их пересечения проведите вертикальную линию.
  3. Отметьте точки, где кончики листьев касаются сторон квадрата.
  4. Соедините точки — получится пятиугольник.

Вписываем фрукт в геометрическую форму

Сравним геометрические фигуры с более сложными природными формами. Сначала нарисуйте круг или треугольник, затем наметьте контуры фрукта или листа, обращая внимание на то, насколько он отличается от геометрической фигуры.

 

Рисование с помощью простых форм

 

Рисование с помощью простых форм

Дебора Гриском Пассмор. Персик обыкновенный. 1905. Бумага, акварель. Размер неизвестен. Собрание помологических акварелей Министерства сельского хозяйства США, коллекция редких экспонатов Национальной сельскохозяйственной библиотеки

 

Рисование с помощью простых форм

Ройал Чарльз Стедман. Виноград (фрагмент). 1934. Бумага, акварель. 22x27 см. Собрание помологических акварелей Министерства сельского хозяйства США, коллекция редких экспонатов Национальной сельскохозяйственной библиотеки

 

Рисование с помощью простых форм

Эллен Ишем Шутт. Земляника. 1931. Бумага, акварель. Размер неизвестен. Собрание помологических акварелей Министерства сельского хозяйства США, коллекция редких экспонатов Национальной сельскохозяйственной библиотеки

 

Рисование с помощью простых форм

Аманда Элмайра Ньютон. Груша обыкновенная. 1913. Бумага, акварель. Размер неизвестен. Собрание помологических акварелей Министерства сельского хозяйства США, коллекция редких экспонатов Национальной сельскохозяйственной библиотеки

 

Скопируйте рисунок: упражнения с формами

Копирование с помощью обобщенных форм

Посмотрите на обобщенную форму спящей кошки и скопируйте ее на пустом листе. Затем добавьте индивидуальные черты животного.

 

Рисование с помощью простых форм

Анна Егорова. Без названия. 2013. Бумага, графит. 20x20 см

 

Копирование с помощью нескольких геометрических форм

Здесь кошка не вписывается в один круг, ритм рисунка задан несколькими кругами. Найдите их и скопируйте рисунок.

 

Рисование с помощью простых форм

Анна Егорова. Без названия. 2013. Бумага, графит. 20x20 см

ddrug1.png