Рисование дерева с помощью карандаша и угля
Нет необходимости ограничиваться только тонированием, так как линии могут придать рисунку большую выразительность и конкретность. Тонирование позволяет определить форму ствола и выделить дерево из фона, а линии закрепляют профили и обеспечивают текстуру и помогают четко прорисовывать детали на переднем плане.
Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: палочка древесного угля, резинка-клячка, растушка, карандаш Конте.
Еле заметная линия
Используя легкие и неровные штрихи, а также короткую и очень разреженную штриховку, рисуем оливковое дерево, которое выглядит на поверхности бумаги очень неконтрастным.
С помощью всего нескольких зигзагообразных линий, полученных в результате пары подходов, возникает набросок внешнего контура оливкового дерева. Начинают появляться затененные области, но они выглядят нечеткими, не слишком уверенными.
Следует растушевать пальцами затененные области и линии там, где контур должен быть менее четким. Боковой стороной маленькой угольной палочки набросайте положение ветвей.
Первые штрихи наносятся очень легко, практически лаская поверхность бумаги углем, чтобы облегчить исправление рисунка при необходимости.
Тонирование и стирание
Форма ствола строится с моделированием поверхности посредством тонирования и стирания. Чередованием светлых и темных участков строится неровная поверхность коры, дополненная четко выделяющаяся выступами и впадинами.
Нанесите порошок древесного угля на пальцы и добавьте небольшие штрихи светло-серого цвета у основания ствола. Разница между затененной стороной и впадиной в стволе создается путем использования более темного серого цвета, который затем растушевывается рукой.
Каждая трещина в коре создается за счет контраста с окружающими участками рисунка, линиями и новыми затонированными областями, которые также следует растушевать. В верхней части ствола начинают появляться первые тени в виде штриховки.
Потрите ластиком штриховку на правой стороне ствола. Рисунок оливкового дерева завершается рисованием ветвей с помощью темных жирных линий. Усильте темный тон фона, нанеся новый слой штриховки, а затем удалите его часть, проведя по нему вертикальные линии растушкой.
Нарисуйте ветви, проводя по бумаге ребром боковой стороны угольной палочки, чтобы создать очень тонкую прямую линию.
Тонирование и каракули
На этом заключительном этапе работы следует сфокусироваться на текстурах каждой поверхности. Чтобы легко сымитировать листву, используется тонирование посредством штриховки, а также линии, нарисованные в случайном порядке, или просто каракули.
Сейчас следует завершить тонирование на заднем плане. Верхний край фона тонируется средне-серым цветом, а песчаный грунт — более светлым оттенком серого. Тонкими штрихами слегка усильте тон вокруг ствола, чтобы увеличить контраст между стволом и его окружением.
Теперь следует поработать над рельефом коры дерева, нанося штриховку на наиболее затененные участки. Прежде чем добавить листву, высветлите участки неба и часть ствола ластиком.
Сделайте темнее фон, используя новую штриховку, состоящую из диагональных линий. Комбинируя уголь и карандаш Конте, изобразите ветви дерева и листву в виде произвольно расположенных линий, напоминающих каракули.
На этом последнем этапе работы очень важен карандаш Конте, потому что он позволяет провести более темные линии, чем уголь, так что это очень хороший выбор для подчеркивания контуров и углубления теней.
Чтобы подчеркнуть неровности ствола, усильте эффект кьяроскуро за счет более четкого разделения тональных областей путем более явно выраженного контраста.
Рисование кроны завершается веткой или пучком листьев, которые резко выделяются на покрытой каракулями поверхности. Затем следует сделать рельефнее каменистую поверхность земли в нижней части рисунка. Рисунок становится очень выразительным. Изгибы ветвей и ствола, намеренное преувеличение изгибов коры выглядят очень динамичными. Рисунок Габриэля Мартина.
- Каракули, изображающие листья, четко различимы на растушеванном фоне. Существует четкий контраст между линиями и затонированной поверхностью, который не позволяет плоскостям сливаться друг с другом.
- Рисунок ствола требует самых сильных контрастов. Используя эффект светотени и создавая резкие переходы между освещенными и затененными областями, удается создать очень эффектную и выразительную форму.
- Камни на переднем плане изображаются путем рисования их границ или контуров мягкими штрихами и выделением освещенных граней при помощи стирания тона и дополнительного тонирования.
