Объем в рисовании с помощью светотени

В этом уроке необходимо будет нарисовать предмет с ярко выраженными контрастами между светлыми и темными участками, используя технику кьяроскуро. Тени, созданные углем, плотные и темные. Моделирование выполняют почти исключительно руками, растушевывая, тонируя и высветляя участки тона и таким образом моделируя форму колонны. При этом используются контрасты между светлыми областями и участками, оказавшимися в тени. Материалы для упражнения: карандаш Конте, угольная палочка, хлопчатобумажная ткань, растушка, резинка-клячка.

 

Ограниченное число штрихов

На этом быстро выполненном рисунке проведены лишь основные линии — минимально возможное число штрихов, яркость которых меняется в зависимости от их важности. Не следует стремиться к точному воспроизведению модели. Особое обрамление предмета позволяет художнику подчеркнуть определенное искажение или преувеличить степень уменьшения толщины колонны с расстоянием.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Плоской стороной палочки древесного угля выполните диагональные штрихи, чтобы таким образом воспроизвести спиральную форму колонны. Чем меньше будет линий или окрашенных областей, тем меньше потом придется корректировать.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Далее следует кончиком палочки сделать темнее контур колонны. Это позволяет подчеркнуть главные линии.

 

Быстрое тонирование

Боковой стороной угольной палочки быстро затемните фон, чтобы выделить основные формы. Несмотря на то что рисунок при этом начинает выглядеть несколько грязноватым, это дает возможность разработать начальную шкалу средних тонов, которая необходима для последующего наложения новых теней, создающих эффект светотени.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Прежде всего, чтобы разделить светлую область колонны и темную арку, нанесите первичное тонирование на задний план картины и распространите его на правую сторону колонны, которая также оказалась в тени.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Кистью руки, прижатой к бумаге (так вы сможете более эффективно вбить пигмент в бумагу) растушуйте созданные тени. Затем нанесите тени более темным цветом, практически черным, для чего необходимо сильнее надавливать на прижатую к бумаге боком угольную палочку.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Кончиком палочки угля усильте контраст между светлыми и темными областями на колонне, кончиками пальцев разравнивайте каждый новый слой серого цвета. Эти контуры сделают тени четко различимыми.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Чтобы легче было рисовать боковой стороной палочки, уголь надо разрезать на более короткие куски.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Чтобы создать эффект перспективы, сужайте колонну по мере того, как она набирает высоту.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Растушевав уголь кончиками пальцев, вы получите идеальный базовый тон для каменного потолка.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Фон решен с помощью простой градации тона от самого темного, практически черного, внизу до светло-серого вверху.

 

Кьяроскуро

До сих пор выполнялось только базовое тонирование, позволяющее различать области света и тени. По мере того как постепенно добавлялась светотень, становилось ясно, какой из темных оттенков будет самым темным и как его можно достичь. Чтобы сформировать градации тени или высветлить ее, моделирование в основном выполняется руками, потому что именно руки дают хорошие результаты в областях сильного и среднего освещения.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Наберите угольный порошок на растушку и нарисуйте арки готического нефа. Чтобы выделяться, линии должны быть темнее, чем ранее существовавший серый цвет, не становясь абсолютно черными, поскольку самый серый цвет зарезервирован для самых темных областей на заднем плане и на колонне.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Теперь нужно показать гладкость каменной колонны. Для этого хлопчатобумажной тканью потрите колонну сверху донизу, осветляя тени и смягчая градацию тона.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Правая часть фона более темная, чем левая. Также, чтобы создать впечатление объема, следует затемнить правую часть каждой колонны. Чтобы сымитировать стыки между каменными блоками, следует использовать ластик.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Чтобы создать убедительную светотень, целесообразно осветлить наиболее интенсивно освещенные области резинкой-клячкой. Чем больше контраст между светлыми и темными участками, тем сильнее ощущение объема.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

Кончиком угольной палочки сделайте затененную область колонны почти черной.

 

Объем в рисовании с помощью светотени

  1. Используя резинку-клячку как карандаш, создайте светлые линии, которые придадут форму капителям колонн.
  2. Используя градацию от яркого черного цвета до светлого серого, добейтесь эффекта объема цилиндрических колонн.
  3. Вдоль правого края колонны пролегает область абсолютно черного цвета. Градация тона на заднем плане рядом с этим контуром немного светлее, чтобы колонна выделялась и выступала на передний план.
ddrug1.png