Тон штриховки в рисунке
В этой статье мы обратим внимание на тон штриховки в рисунке. Покажем разницу в тоне штриховки предметов на конкретных примерах.
Регулирование тона рисунка
Светлая штриховка
Первая штриховка должна быть очень светлой. В дальнейшем слои штриховки будут все более темными. Этот метод рекомендуется для начинающих, так как он позволяет избежать ошибок.
Поначалу линии штриховки вряд ли смогут дать полную информацию о тоне. Лучше всего сначала нарисовать несколько очень светлых теней наклоненным под углом к листу бумаги кончиком карандаша.
Затем следует продолжить работать карандашом, внимательно рассматривая тени. Вам потребуется всего два или три тона, чтобы в основном добиться приблизительной точности изображения предмета.
Темные и светлые тона
Необходимо научиться правильно использовать различные тона и иметь в виду, что темные тона будут более яркими в самых темных тенях и более светлыми — в более светлых областях.
Основой моделирования объема является разница между темными и светлыми тонами. Эффектные контрасты между двумя яркими тонами обычно смягчаются с помощью небольшого градиента.
Участок, на котором ранее был нанесен темный тон, можно осветлить с помощью ластика.
Регулирование тонов рисунка
Создание диапазона тональных величин осуществляется путем изменения яркости тени, благодаря чему достигается либо мистично-эмоциональный, либо контрастный эффект. Различия тона показывают объем предметов в композиции.
Когда предмет нарисован с помощью диапазона светлых оттенков, его контуры выглядят нечеткими.
Когда используются яркие тона, предмет более решительно отделяется от фона, а также становятся очевиднее его объем, внутренние формы и мелкие детали.
Углубление тона
Выберите достаточно простой предмет и попробуйте изобразить его, постепенно делая тон все более темным, как будто проявляя пленку. Обратите внимание на увеличение контрастности и ощущения объемности предмета.
Первый слой тона — светлый, при его создании следует лишь слегка нажимать на карандаш. Его задача — только наметить местоположение теней.
Поверх предыдущего слоя добавьте средние тона, постепенно увеличивая нажим на грифель. Тона средней яркости позволяют более четко определить границы предметов и их элементов.
Завершите работу над рисунком, используя наиболее яркие тона. Можно использовать всего три разных тона — этого будет достаточно для того, чтобы создать ощущение объема.
Нормативные тоновые значения
Выявление нормативных тоновых значений на рисунке — это разбивка сюжета на все входящие в него тональные формы, включающие светлые, темные и промежуточные тона. Это светлые тона, соответствующие белому цвету бумаги, и нормативные значения для темных оттенков, которые получаются при постепенном углублении тона серого цвета.
Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: графитовые стержни твердости HB и 4B, ластик.
Легкое тонирование и свет
В самом начале работы наносится самое легкое тонирование на всю область теней — это будет самый светлый тон тени. На освещенных областях пейзажа сохраняется белизна бумаги.
Теперь поверх нанесенного тона нарисуйте контуры часовни с учетом перспективы — они могут быть представлены двумя перекрывающимися кубическими фигурами. Когда рисунок сооружения будет закончен, тщательно прорисуйте проемы в здании и другие архитектурные детали.
Выделите освещенные участки стены, на которых будет сохранен белый цвет листа бумаги. Затем графитовым стержнем твердости HB затонируйте фасады часовни легкими косыми штрихами, соответствующими направлению солнечных лучей.
Чтобы правильно нарисовать здание, сначала проведите пять вертикальных линий, определяющих каждую из его сторон, не забывая о том, что главный и боковой фасады являются самыми широкими.
Затем соедините вертикальные линии внизу и сверху наклонными линиями с учетом перспективы, чтобы добиться ощущения достоверности изображения.
Средние и темные тени
Любой объект можно разложить на отдельные формы разного тона: светлые, темные и средние. Тени — это единообразные участки, контрастирующие с соседними посредством изменения тона. Такая интерпретация пейзажа значительно облегчает рисование.
Используя графитовый стержень твердости 4B, закрасьте темными линиями полосу деревьев на заднем плане и проемы в здании. Используйте его темно-серый оттенок, чтобы сделать еще темнее тени на фасадах здания. Первоначальный серый цвет сохраняется на мостовой около здания.
Сделайте темнее голубоватую кайму у основания стен, чтобы она выделялась на фоне остальной части фасада. Также сделайте более контрастной тень, отбрасываемую зданием, чтобы она отличалась от серого газона.
Каждый участок определенного оттенка должен быть четко отделен от соседних, чтобы показать объем здания и выделить архитектурные элементы на фасаде. В заключение затонируйте голубое небо и оставьте облака белыми. Рисунок Габриэля Мартина.
Если рука трется о бумагу, она может размазать те участки, где следует сохранить яркую белизну бумаги. Чтобы избежать этого, необходимо очистить эти области ластиком.
Для изображения облаков достаточно одного тона — очень светлого оттенка серого цвета. Если раскрасить небо синим цветом, контуры облаков будут казаться вырезанными вследствие резкого тонального контраста.
