Натюрморт с подсолнухами при естественном освещении
Свет, проникающий в окно ранним утром, несколько рассеян, и он создает мягкие тени без ярко выраженного контраста. Он отлично подходит для создания градаций тона при помощи графитового карандаша — одного из тех материалов для рисования, которые позволяют очень точно формировать изображения предметов.
Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: графитовые карандаши HB, 4B, 6B, графитовый грифель 6B, ластик.
Сплошной контур рисунка
Процесс тонирования становится намного проще, если линейный рисунок, над которым ведется работа, имеет четко определенные контуры и формы, а также четкие, определенные линии — это помогает избежать путаницы и ошибок, которые потом придется исправлять. Если в самом начале имеется сплошной контур рисунка, можно сосредоточиться исключительно на тонировании.
На ранее размеченной схеме рисунка изобразите более темными линиями контур вазы. Она должна быть симметричной, так как ваза является основой всей композиции. Более светлыми линиями наметьте стебли цветов.
Четко и ясно определите другой фокус внимания в этой картине — подсолнухи. Их рисунок полностью линейный, очень точно прорисовывается форма каждого лепестка.
Если сначала нарисовать прямоугольник и разделить его пополам прямой вертикальной линией, и лишь затем внутри него начать рисовать вазу, поддержание симметрии станет легким делом.
Толщина и яркость линии должны варьироваться в зависимости от того, изображает ли она внешний вид предмета — в этом случае она толще и четче — или линии жилок на листьях — они менее отчетливые, тоньше и менее четкие.
Приглушенные контрасты
Теперь следует затонировать рисунок, созданный с помощью очень жирных линий, обращая внимание на каждую значимую деталь. В этой работе преобладают тонкие градации оттенков и приглушенные контрасты света и тени (тонирование производится от интенсивно светлых участков к темным), потому что изображенные предметы залиты рассеянным светом.
Начните с листьев. Сначала нужно решить, какие области рисунка оставить белыми, чтобы они изображали блики — места, на которые падает больше всего света. Затем нужно постепенно углублять тон в других областях, делая небольшие тональные различия, которые помогут создать складчатую, волнистую поверхность листьев.
Внутренняя часть стеклянной вазы рисуется с помощью однородных, четко дифференцированных тональных областей. Между серым цветом чашки и выделенными участками на дне вазы почти нет контраста. На этом этапе хорошо чередовать графитовый карандаш 4B и графитовый грифель твердости 6B.
Затонируйте фон с помощью однородных полос серого цвета, очень легко прижимая графитовый грифель твердости 6B к бумаге. Чтобы не отвлекать внимание от главного предмета — вазы — и подсолнухов, окружающее их пространство оставляют свободным от деталей. Рисунок Альмудены Карреньо.
Венчик цветков становится в рисунке точкой наибольшей яркости. Этот контраст является важной приманкой, притягивая взгляд наблюдателя.
Обведите графитовым карандашом 6B некоторые тени и контуры листьев, чтобы они не сливались друг с другом и не теряли свою индивидуальность.