Свет в изображении пейзажей
Обычно задний свет в ландшафте затемняет передний план, превращая фигуры в силуэты и усиливая яркость неба. Солнечные лучи, попадая на ландшафт, смягчают очертания, создавая градации света, которые растворяют детали скал, как будто они видны сквозь лессировку или лак.
Ниже предлагаем вам потренироваться самостоятельно на приведенных примерах. Материалы для упражнения: графитовый карандаш HB, палочки черного, белого и темно-коричневого мела, сангина, растушка.
Тонирование плоскостей
Прежде чем решать вопросы, связанные с задним светом, следует затонировать сангиной тени ближайших плоскостей пейзажа, а буковой сажей — бистром (имеющей темно-коричневый цвет) — скалы на заднем плане.
Выделите основные плоскости рисунка, нарисовав контуры скал графитовым карандашом HB, не прорабатывая текстуры, не изображая растительности и другие детали, поскольку сначала нужно покрыть весь рисунок штриховкой, выполненной мелом.
Черным мелом подчеркните контуры камней на переднем плане и стволов пальм. Темно-коричневым мелом сделайте темнее местность справа и скалы, которые изображены на рисунке в виде последовательности жирных изогнутых линий.
Задний свет, переданный белым мелом
Чтобы создать эффект влияния заднего света, нужно затемнить задний план посредством создания обширной тени. Небо должно оставаться белым, мазки белого мела должны расходиться веером, подобно свету, который заполняет пейзаж и мешает рассмотреть очертания отдаленных скал.
Палочкой сангины сделайте темнее выступ скалы на переднем плане. Поскольку сангина — это теплый цвет, он лучше всего подходит для окрашивания близко расположенных плоскостей. В остальной части рисунка преобладают темные тона.
Темный тон создается рукой, при этом смешивается темно-коричневый пигмент с темными линиями скалы на заднем плане. Работа растушкой и прием моделирования позволяют правильно изобразить скалу на переднем плане.
По завершении тонирования элементов пейзажа можно приступить к окрашиванию неба. Палочкой белого мела выполните штриховку в виде постепенно расходящихся концентрических линий, яркость которых уменьшается по мере удаления от неба. Эта штриховка начинается в одной точке неба и постепенно заполняет весь рисунок. Рисунок АльмуДены Карреньо.
Если возникают какие-то трудности с изображением некоторых деталей пейзажа, можно сделать предварительный набросок. Все, что нужно, — это несколько линий, которые послужат границами для тени.
Чтобы добиться контраста при рисовании листьев пальмы на заднем плане, их следует схематически изобразить темными линиями цвета сангины.
Линии, выполненные мелом, изображают лучи солнца, заливающие пейзаж. Их яркость должна постепенно уменьшаться по мере удаления от источника света.