Светлые силуэты в рисунке
Если заполнить тени, оставляя нетронутыми более светлые области композиции, эти участки непреднамеренно получаются максимально освещенными благодаря эффекту силуэта. В результате участки тени и светлые пространства приобретают одинаковую важность. В следующем упражнении показан пример такого подхода к рисованию. Материалы для упражнения: графитовые карандаши (HB, 2B и 4B) и ластик.
Выделение освещенных участков
Используя белый цвет бумаги, оставляем незаполненными те области, на которые падает больше всего света, — это значительно облегчает разделение светлых и темных участков рисунка. После заполнения основных участков тени незаполненные области выделяются, образуя силуэт, и уже там подразделяются на зоны разного оттенка серого.
Внимательно проанализировав изображаемый объект, следует решить, какие области будут оставлены пустыми. Рисунок начинается с создания простого линейного эскиза, выполненного графитовым карандашом HB. Затем штриховкой мы заполняем первые тени.
Средние тона создаются графитовым карандашом 2В. Это означает, что нужно заполнить области средней яркости следующим слоем штриховки, нанеся его поверх предыдущего слоя в тех областях, где тени более темные, но при этом не следует использовать совершенно черный цвет.
После завершения наиболее обобщенной штриховки возникает первичный контраст между светлыми и темными областями. В результате заштриховывания окружающего пространства форма светлых областей становится более ясной — она определяется плоскостями темного тона.
Следует сосредоточиться на формах и тенях пространства, окружающего изображаемый объект, а также на силуэте формы, не обращая внимания на тело или предмет.
Добавление новых тонов
На ранее заштрихованном рисунке мы сделали набросок каждой затененной плоскости, а теперь добавим новые тени, на этот раз гораздо более контрастные и накладывающиеся одна на другую. Каждую область тени следует заполнять штриховкой, соответствующей ее плоскости.
Заполняя участки тени, мы, не осознавая того, очерчиваем светлые области. До сих пор фасады были закрашены посредством заполнения их равномерной штриховкой. Теперь же следует нарисовать окна, плинтусы и карнизы. Чтобы разделить тени разного оттенка, нужно изменить направление штриховки и усилить нажим на карандаш.
Пришло время закрасить участки наиболее темного тона с помощью графитового карандаша 4B — это темные области в окнах и под навесом. Желательно подложить под руку лист бумаги, чтобы запястье не размазывало графит при трении руки о бумагу.
Хотя важно рассматривать рисунок как единое целое, необходимо также внимательно рассмотреть и проанализировать каждую деталь. Поэтому художники должны продумать каждый этап работы, выполняя в каждой области тени штриховку той формы и направления, которая будет там наиболее уместна. Рисунок Карланта.
Некоторые штрихи прямые или длинные, другие — криволинейные или короткие, жирные или тонкие, вместе они выглядят набором ровных или зигзагообразных линий. Такое разнообразие линий используется по одной причине — чтобы наиболее точно передать характер текстуры изображаемой поверхности.