Оттенки и тон штриховки в рисовании

Чтобы правильно построить тени на рисунке, нужно научиться распознавать различные оттенки предмета и с точностью воспроизводить их на бумаге. Нет ничего сложного в том, чтобы выделить сами тени предмета; трудности возникают тогда, когда нужно разделить их на оттенки.

 

Содержание

  1. Трудности в передаче оттенков
  2. Влияние типа бумаги на передачу полутонов
  3. Как построить градацию тонов
  4. Темная штриховка в рисовании

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

 

Трудности в передаче оттенков

Ошибка

Страх перед контрастами — основная ошибка, с которой сталкиваются художники при изображении предметов с широкой гаммой оттенков. Они ограничиваются тем, что используют однородный спектр вариаций серого цвета, не выстраивая дифференцированных градаций между ними.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Серая штриховка, выполненная графитовым стержнем, однородна по своему цвету и не позволяет четко обозначить контуры. Наконечник стержня слишком толстый, из-за чего невозможно работать с должной точностью.
  • (В) Штрихи наложены очень грамотно, но практически без какой-либо разницы в оттенках. Сила нажима на инструмент рисования менялась бессистемно, а сама штриховка ничего не привносит в изображение и не раскрывает особенностей поверхности предмета.
  • (С) Штриховка выполнена графитовым стержнем и кончиком карандаша. Тень передана лишь одним оттенком, а линия, вместо того чтобы добавлять ясности, лишь делает изображение более сумбурным.
  • (D) В этой части изображения используются слишком светлые тона, которые можно различить лишь вблизи, с расстояния около тридцати сантиметров. Они сразу сливаются, если посмотреть на рисунок издалека.

Решение

Рисуя на расстоянии тридцати сантиметров от бумаги, можно передать даже самые незначительные переходы тонов. Однако если отойти от основы, то эти различия исчезают. На участках с интенсивными тенями нужно сильнее нажимать на инструмент рисования, а освещенные области — оставлять более приближенными к цвету бумаги.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Для достижения более широкой гаммы оттенков достаточно менять силу нажима на карандаш. Не нужно намеренно подчеркивать градации серого цвета.
  • (В) Более темные участки нужно прорисовывать с большой точностью остро заточенным карандашом. Оттенки серого цвета на этих участках должны отличаться от соседних.
  • (С) Чтобы избежать слишком сильного нажима на карандаш, светлые и средние оттенки серого цвета нужно наносить на бумагу, наклонив грифель.
  • (D) Линии накладываются только в основании предмета и в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть некоторые контуры.

Влияние типа бумаги на передачу полутонов

В большой степени, правильное изображение тени зависит от типа бумаги, которую используют для создания рисунка. Если неверно выбрать основу, точно передать все полутона не получится. Это может произойти, например, при использовании слишком гладкой, вощеной бумаги или, напротив, если работать на слишком шероховатой и текстурированной поверхности.

 

Ошибка

Этот рисунок с деревенскими видами выполнен на текстурированной бумаге. Из-за зернистой поверхности основы нанести цвет равномерно не получится. Пигменты остаются только на выступающих, рельефных частях, и художнику не удается точно передать форму модели и более светлые тона.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Если проводить мелом по слишком текстурированной поверхности, цвет распределяется неравномерно и остается только на выпуклых частях бумаги.
  • (В) Из-за текстуры бумаги линии постоянно прерываются.
  • (С) Выбрав такую основу, художник не смог добиться богатой гаммы оттенков и поэтому решил обозначить затененные области толстыми линиями. Это портит впечатление от рисунка и придает ему грубый вид.

Решение

Очень важно выбирать основу с учетом того, какие оттенки и полутона мы хотим отобразить на рисунке. Чем больше деталей и валеров на нем будет, тем мельче должно быть зерно на используемой бумаге. Как раз на такой поверхности лучше всего применять растушевку — технику, позволяющую строить полутона. В качестве примера давайте рассмотрим рисунок, выполненный сангиной и мелом цвета сепии.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Сначала используется светлый карандаш, чтобы обозначить светлые тона и переходы к теням средней интенсивности.
  • (В) Чтобы сделать гамму более богатой, полутона можно изобразить при помощи мела цвета сепии. Этот цвет применяется в наиболее затененных участках.
  • (С) Линии крыши всегда должны идти в одном направлении с наклоном черепицы.
  • (D) Если необходимо нарисовать две расположенные друг перед другом плоскости с похожими тонами, границу между ними можно обозначить, изменив направление штрихов.

Как построить градацию тонов

Градация тонов или построение светотени — последовательная смена тонов от светлых до темных и наоборот. При создании рисунка она играет ключевую роль и позволяет придать изображаемому предмету объем и глубину. Градацию тонов можно осуществить с помощью штриховки, благодаря ей можно добиться наиболее реалистичного изображения. Правильное применение данной техники требует долгих тренировок, несмотря на то, что на первый взгляд она может показаться достаточно простой.

 

Ошибка

Некоторые художники не привыкли рассматривать тень как градацию тонов, поэтому им сложно улавливать различные вариации цвета, из которых она состоит. Не научившись распознавать градации тонов в реальной жизни, вы вряд ли сможете правильно сделать штриховку на рисунке.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Контур цветка контрастирует со слишком интенсивной тенью, штрихи которой отчетливо видны на рисунке. Форма цветка обозначена хорошо, но сам он не гармонирует с задним планом.
  • (В) Хотя цветок и белого цвета, штриховка должна быть несколько более интенсивной. Валёры на освещенных участках практически неразличимы.
  • (С) Некоторые тени повторяют форму контура, в результате чего на рисунке появляются жирные линии среднего оттенка серого цвета.

Решение

Градация — это постепенный переход от наиболее темного оттенка к самому светлому. С ее помощью можно придать объем изображаемым предметам и вдохнуть в рисунок жизнь. В данной работе художник добился более плавной градации тонов благодаря использованию цветных мелков и растушевки.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

Чтобы получить градацию тонов, нужно следовать базовой схеме и создать тоновую растяжку. Возьмите карандаш и начните наносить интенсивные штрихи, постепенно делая их более мягкими до тех пор, пока цвет полностью не исчезнет. Это упражнение можно выполнять в блокноте.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Мы рисуем белый предмет на белом фоне, поэтому тень вокруг цветка нужна, чтобы подчеркнуть его форму. Контур тени нечеткий. Это достигается посредством растушевки.
  • (В) Сначала производится плавная градация: нужно нанести синим мелом несколько штрихов и растушевать их.
  • (С) Для проработки мелких деталей используется меловой карандаш синего цвета, позволяющий проводить более точные линии. Нажимать на него необходимо предельно легко.
  • (D) Стебель рисуется при помощи градации от полностью белого до средне-синего оттенка. Переход должен быть мягким и плавным.

Темная штриховка в рисовании

«Передержанная» штриховка - этот термин был заимствован из фотографии и в нашем случае обозначает чрезмерно темную штриховку, при которой ее области занимают слишком много пространства на бумаге и даже заходят на освещенные участки. При работе над рисунком необходимо учитывать игру различных оттенков и контрасты. Если все элементы затемняются в равной степени, этих эффектов добиться не получится и рисунок будет слишком единообразным.

 

Ошибка

Художник не может вовремя остановиться и слишком увлекается штриховкой, накладывая друг на друга линию за линией и слой за слоем. В результате уголь занимает практически всю фигуру, даже те участки, на которые должен падать свет, а без него рисунок получился слишком темным.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Фигура лишена полутонов, вся штриховка получилась слишком темной и без каких-либо вариаций.
  • (В) Светлые участки практически полностью исчезли. Чтобы воссоздать хотя бы некоторые из них, художнику пришлось прибегнуть к растушевке. Однако этого недостаточно.
  • (С) Из-за чересчур темных тонов не получается рассмотреть форму ног. Они слились и выглядят слишком компактно.
  • (D) Художник слишком часто делает растушевку пальцами: пятна угля расплываются и затемняют фон.

Решение

Наиболее легкий способ добиться правильной игры света и тени на рисунке или картине — упростить формы и тона. Свет, как и тень, — важный художественный инструмент, которым нужно грамотно пользоваться: необходимо оставлять нетронутыми некоторые участки листа, не требующие никакого цветового вмешательства.

 

Передача оттенков и тона штриховки в рисовании: правила и ошибки

  • (А) Особое внимание нужно уделять гамме оттенков и сократить количество теней и используемых штрихов.
  • (В) Наиболее ярко освещенная область рисунка называется «ключевым светом» (key light). Ее нужно оставить нетронутой.
  • (С) Выполненные углем штрихи располагаются по диагонали и образуют четкую градацию тонов.
  • (D) Задний план рисунка остается белым. Необходимо лишь построить некоторые тени и при помощи нескольких плавных линий обозначить силуэт модели.