Тон и тональные пятна в рисовании
Придерживайтесь принципа, что великий рисунок, максимальная выразительность, идеальная завершенность и совокупное впечатление от них зависят от композиционного решения крупных пятен и масс.
Робер Анри. Дух искусства
Коротко о тоне в рисовании
При взгляде на известные произведения искусства края и пятна света, а также тени плавно направляют взгляд в нужное место. Если изучить изображения групп людей на картинах Рембрандта, легко заметить, что фигуры сзади темнее и более размытые, а по мере приближения к смысловому центру контуры приобретают четкость. В реальности область зрительного восприятия сужается, например, когда мы ставим на обеденный стол зажженные свечи и выключаем верхний свет.
Тон — один из главных аспектов рисунка, но в повседневной жизни мы не придаем ему значения. Светотень лежит в основе нашего цветного мира. Его тональная сторона становится видна на черно-белых фотографиях с разнообразием серых оттенков.
Рисование по фотографии иногда заканчивается аптечным хаосом. Пестрота отвлекает от центра композиции (если таковой имеется) и путает зрителя. Не копируйте слепо темные пятна и светлые блики натуры, а объединяйте их в большой свет и большую тень — абстрактную композицию (даже в реалистичном изображении). Тональная композиция хоть и не осознается зрителем, но играет ключевую роль — как арматура, скрытая в стенах здания.
Николас де Хесус. Mare Incognitum: стена дождя (фрагмент). 2015. 56x56 см. Уголь на хлопковой бумаге, частная коллекция
Распределение тональных пятен
Работая над светотенью, мы двигаемся от крупного к мелкому (от общего к частному): сначала максимально обобщаем сюжет, а затем рассматриваем градации тона.
Для распределения тональных пятен нужно определить границу между светом и тенью, промежуточные тона не учитываются. Можно разделить изображение на два тона, как на копии Караваджо, созданной Сандрой Болтен. Но чаще для создания привлекательной композиции используют четыре-пять тонов. Распределение тональных пятен дает представление о будущей картине до прорисовки деталей — подобно тому, как человек может уловить происходящее краем глаза. Мы обобщаем многочисленные тона в крупные пятна, и чем они больше, тем лучше.
Сандра Болтен объединила тон в крупные пятна белого и черного цветов на фрагменте шедевра Караваджо. Сандра Болтен. Копия фрагмента картины Караваджо «Мадонна ди Лорето». 2015. Бумага, тушь. 26,7x20,3 см
Есть выражение «замученный рисунок». Имеется в виду не потраченное время, а то, что общие формы утратили цельность, «раздробились», а края и границы тонов нечеткие. Чаще всего проблема в том, что в светлых местах оказались тени и наоборот. Работая с натуры, помните, что для удобства восприятия следует многое обобщать и выделять главное, чтобы изображение было понятным и производило нужное впечатление. Такие произведения искусства видны издалека и запоминаются надолго.
Работа над тональной композицией проходит в два этапа: когда мы намечаем пятна теней и когда делаем наброски и тональные эскизы (маленькие быстрые рисунки для отбора идей, стоящих того, чтобы потратить на них время).
Легким тоном наметьте большую тень на композиции, объединяя близкие по тону пятна. Ваша задача — собрать тона в минимальное число групп, чтобы избежать дробления композиции на сотни пятен.
Важную роль в тональной композиции играет светоразлом (граница света и тени). Посмотрите, как он обозначен на рисунке Мелиссы Мессер (ниже в статье) — короткими прямыми линиями, повторяющими изгибы формы объекта.
Если край предмета в тени, растушуйте его. Например, пусть контуры рубашки плавно переходят в фон. Это не произвольное решение, а результат изучения натуры. На картине должно быть показано разнообразие четких и смягченных очертаний, от резких до совершенно размытых.
Вот несколько советов по распределению тональных пятен:
- Прищуривайтесь, глядя на оригинал или натуру. Так на сетчатку попадает меньше света, поэтому детали размываются и вы видите предмет как будто впервые.
- Разделите композицию на четыре-пять пятен разного тона, не обращая внимания на детали. Пусть эти крупные формы будут континентами на карте рисунка, а их края — границами прибрежной зоны.
- Обобщите их светлым тоном, позже мы углубим его до среднего и темного.
- Отойдите от рисунка на несколько шагов. Можно ли еще упростить пятна? Достаточно ли узнаваемые контуры у предметов?
Бесконечное разнообразие тонов пейзажа с дорогой, небом и машиной Дебора Ллойд объединила в несколько крупных пятен и опустила все детали, за исключением кроны деревьев на фоне неба. Дебора Ллойд. В неизвестность. 2017. Бумага, уголь и пастель. 21,6x20,3 см
Углубление тона в тени
На рисунке «Ветка с грушами» художница объединила тени, выделив светоразлом. Потренируйтесь наносить светлый тон, распечатав подготовленный рисунок ниже.
Мелисса Мессер. Ветка с грушами. 2017. 22,9x30,5 см. «Мастерская Аристид»
Упражнение на распределение тональных пятен
Здесь вы видите подробную последовательность тональной моделировки, от первого этапа до последнего. Обратите внимание на края яблок: некоторые из них плавно переходят в фон. Тренируйтесь обобщать крупные формы светлым тоном и попробуйте скопировать законченный рисунок.
Пол Розиак. Натюрморт. 2017. Бумага, графит. 22,9x30,5 см. «Мастерская Аристид»
Тональный рисунок
Скопируйте рисунок последовательными этапами, как показано ниже. Сначала определите высоту и ширину группы предметов и нарисуйте прямоугольник с соответствующими пропорциями. Наметьте главные линии, описывающие форму, как для рисунка кувшина. Затем, максимально обобщив тени, положите светлый тон. Сравните свой рисунок с оригиналом. Если общее впечатление совпадает, продолжайте углублять тон и прорабатывать детали.
Пол Розиак. Штудия чайника. 2017. Бумага, уголь. 15,2x20,3 см. Неизвестная коллекция. «Мастерская Аристид»
Набросок пейзажа
Скопируйте рисунок на чистом листе. Сначала наметьте главные линии и формы, как вы делали в упражнении выше. Затем светлым тоном обобщите крупные пятна тонов. Сравнивайте результат, быстро переводя взгляд на оригинал и обратно. Добившись общего сходства, углубляйте тон и прорабатывайте детали, например рельсы и кусты, пока рисунок не приобретет завершенность.
Зоуи Франк. Парк Каркик. 2017. Бумага, графит. 20,3x26,7 см