Натюрморт: эффект глубины, свет и тень, штриховка

В эпоху барокко для передачи объема и глубины стали использовать новую технику под названием «светотень». В соответствии с этим принципом предметы, расположенные на переднем плане, должны иметь более насыщенные тени, в то время как при изображении отдаленных элементов необходимо использовать более светлые оттенки и отказаться от детальной прорисовки. Здесь мы попытаемся раскрыть понятие глубины, рассматриваемое ранее в статье о глубине пейзажа, на примере несложного натюрморта.

 

Ошибка

Многие художники считают, что для натюрморта глубина практически не требуется. По их мнению, достаточно просто расположить предметы композиции на некоторой высоте, чтобы передать особенности пространства. Однако это не так, и если мы присмотримся повнимательнее, то сможем выявить ряд недочетов, которые требуют доработки.

 

Натюрморт: эффект глубины, свет и тень, штриховка

  • (А) Следовало бы изобразить некоторые элементы более размыто, потому что из-за слишком четкого контура пропадает эффект расстояния.
  • (В) Тень на тарелке переднего плана построена с использованием таких же тонов, что и на кувшине, расположенном на заднем плане.
  • (С) Самые светлые участки скатерти должны иметь более чистый белый цвет.
  • (D) По этим штрихам видно, что художник слишком много внимания уделил деталям и мелким нюансам.

Решение

В окончательной версии рисунка присутствует эффект глубины, который достигается при помощи грамотно выстроенного освещения. Художник осознанно регулирует количество света, получаемого каждым элементом в зависимости от его места в композиции.

 

Натюрморт: эффект глубины, свет и тень, штриховка

На этой схеме видно, как можно выстроить свет в работе над натюрмортом. Чем ближе к зрителю расположен элемент композиции, тем более насыщенной и контрастной должна быть штриховка.

 

Натюрморт: эффект глубины, свет и тень, штриховка

Последовательность накладывающихся друг на друга шаров. По мере того как они отдаляются от первого плана, тень становится менее выраженной. Благодаря этому создается эффект глубины.

 

Натюрморт: эффект глубины, свет и тень, штриховка

  • (А) Рекомендуется сначала располагать элементы заднего плана, а затем продвигаться вперед и работать над более близкими предметами, которые должны быть лучше прорисованы и сильнее контрастировать с остальными участками изображения.
  • (В) Тени предметов, находящихся на переднем плане, должны быть более контрастными. Этого можно добиться, если сильнее нажимать на кончик угля и не использовать растушевку.
  • (С) Освещенные участки рисунка нужно не только оставлять максимального белого цвета, но и подчеркивать их, стирая клячкой часть нанесенного угля.
  • (D) Нанесенных углем штрихов практически не видно. Их растушевали ватой.