Рабочее место для рисования гуашью
Удобное рабочее место невозможно переоценить. Знаете ли вы, что, например, роман «Лолита» был написан на заднем сиденье автомобиля? Только там Владимир Набоков чувствовал себя достаточно защищенным от шума и суеты окружающего мира. Агата Кристи тоже не нуждалась в кабинете, предпочитая писать свои детективные романы либо за кухонным столом между приемами пищи, либо у себя в спальне. У всех нас имеются свои причуды, обычно хорошо скрываемые от внешнего мира. И идея, что наше жилое, да и рабочее, пространство является точным отражением того, что творится в наших головах, мне близка. Возможно, именно поэтому мастерские художников всегда выглядят на удивление по-разному. Посмотрите сами, насколько беспорядочно или аккуратно расположены вещи на вашем рабочем столе. В этой статье я хочу предложить несколько советов по поводу того, что необходимо или просто удобно при работе с гуашью.
Давайте начнем с центрального вопроса: краски. Что держать в голове при покупке готового набора красок или когда вам нужно собрать такой набор на собственный вкус?
Ваш первый набор гуашевых красок
Если не хотите собирать краски по отдельности, я рекомендую купить готовый набор художественной гуаши. Например, марки Royal Talens (в баночках или тюбиках), Schmincke (серии Horadam или HKS®) или Winsor&Newton. В зависимости от бюджета можно сделать выбор между несколькими брендами.
Royal Talens продает наборы для начинающих из 12 баночек по 16 мл, которые не стоят целого состояния. Тот же Talens предлагает набор из 10 тюбиков по 20 мл. Набор Winsor&Newton из 10 тюбиков краски по 14 мл находится в средней ценовой категории. Хороша гуашь марки SchminckeHKS®, она продается в наборе из 12 больших тюбиков объемом 20 мл и в деревянном ящичке. И пожалуй, дороже всего обойдется превосходный набор из 10 тюбиков серии Horadam® объемом 15 мл в стильной металлической коробке. Не забудем и об отечественных красках: петербургская фабрика «Невская палитра» также выпускает готовые наборы художественной гуаши «Мастер-класс» из 16 баночек по 40 мл или 12 баночек по 20 мл.
Есть еще один вариант — собрать свой набор самому. Начните с минимального комплекта из 12 цветов, первыми будут черный и белила (возможно, еще серый). Затем добавьте, по крайней мере, два оттенка красного — теплый и холодный. Я советую, например, киноварь и кармин или мадженту. Два или три оттенка синего, такие как ультрамарин, циан и берлинская лазурь. Два оттенка желтого — так же теплый и холодный: кадмий и лимонный желтый. Приятный вам оттенок зеленого — либо окись хрома, либо изумрудный зеленый. Затем, в зависимости от своих предпочтений, выберите несколько красивых землистых тонов: сепию, умбру натуральную или умбру жженую. Это даст вам возможность освоить палитру из 12-18 оттенков, которую вы затем сможете (и наверняка захотите) расширить.
Храните краски упорядочено
Вероятно, вы не станете пользоваться всеми тюбиками с краской одновременно. Поэтому выберите тюбики (или банки), которые действительно используете, и поставьте их за палитрой. У меня на столе редко стоит больше 8—10 банок сразу. Но как обстоят дела с другими красками?
Есть способ получше, чем хранить их сваленными кучей в жестяной коробке. Этот метод вносит порядок, но годится только для тюбиков и не подходит для стеклянных баночек.
Найдите свободное место на стене или возьмите деревянную доску. Затем вбейте туда гвозди длиной примерно 2 см на расстоянии около 3 см друг от друга по горизонтали и 8 см по вертикали — по количеству тюбиков с краской — и еще несколько штук для новых красок, которые добавите позднее. Теперь защемите каждый тюбик зажимом для бумаг (продается в магазине художественных товаров) по запаянному шву и подвесьте его вверх тормашками на гвоздь. Теперь можно рассортировать краски так, как вам нравится, например — для лучшей ориентации в соответствии с цветовым кругом.
Кисти для рисования
Теперь вам нужны кисти. Следует разместить небольшую подборку кистей рядом с красками. Базовый набор включает в себя, прежде всего, две кисти: маленькую и большую. Та, что поменьше, № 3, 4 или 5, должна быть сделана из колонкового ворса или быть смешанной, с хорошим кончиком. Та, что побольше, начиная с № 12, может быть изготовлена из беличьего ворса или бычьего волоса — в качестве альтернативы смешанной. Маленькими кисточками вы будете пользоваться для прорисовки деталей, а большими — для покрытия тонким слоем краски фона и лессировки. Позднее можно приобрести кисть из щетины (для работы с густыми красками) и кисть среднего размера — № 6, 7 или 8 — из колонка, синтетическую или смешанную.
Фен
В зависимости от того, насколько «мокро и грязно» вы пишете, вам, возможно, понадобится сократить время высыхания. Тогда поблизости и под рукой должен находиться фен для волос.
Бумажные полотенца
И последнее, но не менее важное: рядом с красками и палитрой для смешивания красок необходимо держать бумажные полотенца, чтобы очищать кисти и быстро промакивать лишнюю краску. Все остальные живописные принадлежности, такие как губки, фиксатив или маскирующая жидкость, можно аккуратно убрать подальше от поля боя, пусть они дожидаются своей очереди в сторонке.
СОВЕТ
Так как вода, которая используется для разведения краски или мытья кистей, быстро мутнеет, я рекомендую поставить рядом с первым второй стакан с водой. Он понадобится в тот самый момент, когда у вас возникнет необходимость в совершенно чистой кисти (например, для смешивания очень светлых тонов, таких как желтый или белый).
Аналоговое против цифрового
Пока мы ведем разговор об идеальном рабочем месте, мне хотелось бы пропеть небольшую оду визуальной гигиене рабочего стола. Всякий, кто занимается живописью или рисует, рано или поздно столкнется с цифровой средой. Как минимум при поиске референсов, и уж точно при сканировании готовых работ, размещении их в интернете или отправке по электронной почте. Вот почему ноутбук как часть стандартного оснащения — обычное дело для дизайнеров, работающих также в аналоговой манере. Вот увидите, иметь перед глазами компьютер с только что нагугленной для перерисовывания фотографией — это очень удобно.
Но часто бывает и так, что стоящий поблизости компьютер все больше превращается из полезного инструмента в отвлекающий фактор. Поэтому в один прекрасный день нужно принять решение разделить «цифру» и аналоговое оборудование в рабочем пространстве. Это значит, что ноутбуку нечего делать там, где лежат краски, бумажные обрезки и т. п. А в углу, где стоят компьютер, сканер и принтер, нет места краскам, спрею или макетному ножу. Хорошим вариантом будет иметь две зоны на расстоянии хотя бы в пару метров друг от друга.
Не будем догматиками, но, возможно, и ваш компьютер, прикинувшись помощником, бесцеремонно встревает там, где в нем нет необходимости. Как бы то ни было, лучше не смешивать слепо на рабочем месте кисть и мышку, подобно тому, как мы разделяем горячее и десерт, наслаждаясь ими по отдельности.
Эскизы цветовых сочетаний
Очень важно заранее определить основные цвета для картины, которую вы собираетесь написать. Для того чтобы прочувствовать верный цветовой настрой, полезно подготовить несколько выкрасок разных цветов. Затем нужно нарезать их на полоски и собрать вместе в группы по четыре или пять полосок. Таким образом, можно быстро отсортировать неподходящие оттенки. Благодаря образованным подобным путем новым сочетаниям у вас скоро составляется новая цветовая палитра!
СОВЕТ
Цветные обрезки могут быть и нарисованы. А еще я рекомендую обращать внимание на цветовые сочетания в повседневной жизни. Покопайтесь в книгах, журналах или рекламных брошюрах, чтобы понять, как действуют разные сочетания цветов. А когда обнаружите что-то необычное или привлекательное, просто вырежьте картинку и приклейте ее в свой скетчбук.