Рисование объемной фигуры человека с помощью форм
Понять, какое действие совершается, и убедительно показать его на рисунке фигуры человека невозможно без знаний о том, как она устроена.
Гарольд Спид. Практика и наука рисования
Рисование объемной фигуры похоже на игру: мы должны помнить строение тела. Глядя на фигуру спереди, надо ощущать, что у нее сзади. Голова с любого ракурса должна быть объемной. Рисунки на плоскости обретают массу и становятся выпуклыми. Для этого нам нужно внутреннее чувство пропорций: понимание, сколько места занимает голова, каковы объемы грудной клетки и таза. Мы должны с закрытыми глазами представлять себе фигуру полностью. Для этого тренируйтесь рисовать геометрические тела: кубы, цилиндры, сферы и др.
Сложности изображения фигуры человека обусловлены кажущейся неопределенностью ее формы. Местами она похожа на апельсины, засунутые в носки. Если художники не понимают, как она устроена и как «должна» выглядеть, они просто копируют силуэт.
Лука Камбьязо. Наброски кубических фигур. Ок. 1560-1565. Перо и коричневая тушь. Кабинет рисунков и эстампов, галерея Уффици, Флоренция, Италия
Для отображения объема необходимо убедительно показать высоту, ширину и глубину. Голову, грудную клетку и таз удобно принять за отдельные блоки, изменяющие положение в пространстве друг относительно друга. Объем всей фигуры строится на этих трех основных массах.
Из этой статьи вы узнаете несколько способов намечать голову, грудную клетку и таз, чтобы в рисунке сразу чувствовался объем. Вы должны задать себе такие вопросы, как «Я смотрю на предмет сверху или снизу? Он отвернут от меня?». При рисовании с натуры этап построения кубов может отсутствовать. Это лишь упражнение на пространственное воображение, необходимое для передачи объема в итоговом рисунке.
Основные объемы фигуры
Рассмотрим все три объема по очереди, представив их в виде коробочек. Костные ориентиры, описанные ранее, помогут нам их разделить. Помните, что это искусство, а не наука и нам достаточно общего понимания законов.
Начнем с головы. На верхней плоскости куба — макушка. От глаз начинаются боковые плоскости (закройте уши ладонями и ощутите их). Нижняя плоскость куба проходит под челюстью. Передняя плоскость лица ограничена линией роста волос и подбородком. Куда повернута голова, подскажет средняя линия, идущая между глаз по носу до ямочки на подбородке. На уровне глаз ее пересекает перпендикуляр. Пример средней линии показан на рисунках Кевина Чена и Шарля Барга.
Голова девушки (фрагмент). Литография из книги Шарля Барга Cours de dessin, опубликованной ок. 1866–1871
Рисунки Кевина Чена
Массу грудной клетки легко найти по букве Т — горизонтальной линии ключиц и перпендикуляру грудины. Грань верхней плоскости параллелепипеда проходит по ключицам (упрощенные плоскости человеческого тела см. на эскизе кубических фигур Луки Камбьязо в начале статьи). Посмотрите, видно ли всю верхнюю плоскость формы (плечи). Не обращайте внимания на округлости, представляйте себе прямую плоскость. Задняя плоскость параллелепипеда — спина. Такой обобщенный подход не дает отвлекаться на мелочи раньше времени.
Поднимите одну руку, а другой пощупайте натянутую от подмышки до пояса кожу. Здесь проходит боковая плоскость грудной клетки.
Сзади грудную клетку, разделенную пополам позвоночником, тоже можно представить как единую плоскость. Если руки расслаблены и опущены, то плечи сзади соединяет прямая линия, но такое бывает редко. У стоящей фигуры плечи отведены назад, а грудная клетка выдается вперед, как на рисунках Джеффри Флэка (ниже в статье).
Чтобы понять положение тазового объема, положите пальцы на передние выступы гребней таза и представьте соединяющую их прямую линию. Понаблюдайте, как она меняет наклон при переносе веса с одной ноги на другую. Передняя плоскость таза начинается от этой линии и заканчивается под лобковой костью. Теперь, оставив большие пальцы в прежнем положении, свесьте ладони на бедра — это боковые плоскости таза. Нижнюю плоскость видно только сзади и снизу, она лежит под ягодицами. У расслабленной стоящей фигуры таз выдается вперед. Если встать прямо, вы почувствуете, как грудная клетка и плечи откидываются назад, живот втягивается, а таз выпячивается вперед.
Лука Камбьязо. Арест Иисуса Христа. Ок. 1585. Желтая бумага, гуашь и птичье перо по карандашному рисунку, серая и коричневая тушь. 21,2x30 см. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Кубические формы
Потренируйтесь рисовать кубические формы грудной клетки и таза в разных положениях. Обратите внимание, что в положении стоя грудная клетка и таз отвернуты друг от друга. Чтобы набить руку, порисуйте спичечную коробку в разных ракурсах.
Станислав Прокопенко. Наброски (Robobean)
Последовательность рисования фигуры — от коробки до ведрообразной и анатомической формы
Кубическая фигура
Скопируйте эту и следующую фигуры. Сначала наметьте расположение головы и стоп, чтобы задать высоту, затем найдите линию движения.
У фигур найдите все видимые плоскости. Под кубическими формами видно первоначальный набросок.
Глен В. Вилппу. Без названия. 2018. Бумага, тушь и карандаш. Размер неизвестен
Джеффри Флэк. Структурный рисунок без названия. 2015. Графит и цветной карандаш. 61х48,3 см
Коллин Барри. Стоящий обнаженный мужчина. 2013. Тонированная бумага, графит. 61x45,6 см
Джеффри Флэк. Конструктивный рисунок без названия. 2015. Графит и цветной карандаш. 48,3x61 см
Джошуа Джейкобо. Без названия. 2017. Бумага, карандаш Конте
Найдите кубические формы
Обведите кубические формы головы, грудной клетки и таза на эскизе Рубенса к картине «Низвержение проклятых», как показано на примере. Не стремитесь к идеальной точности, ваша задача — научиться видеть.
Питер Пауль Рубенс. Эскиз к картине «Низвержение проклятых». Ок. 1614-1618. Итальянский карандаш, сангина и серая заливка. 70,9x47,4 см. Британский музей, Лондон