7 видов цветовых контрастов с примерами

Теперь мы подходим к области, непосредственно связанной с живописью и взаимодействием цветов. Способность понимать цветовые контрасты и распознавать каждый из них по отдельности — важный раздел теории цвета. Однако редко можно увидеть картину, где присутствует лишь один цветовой контраст — как правило, художник использует несколько вместе. На примерах с собачками я попытался использовать только по одному контрасту для того, чтобы лучше показать различие между ними. Также советую изучить еще одну важную составляющую теории цвета - виды цветовых гармоний.

 

1. Контраст по цвету

Этот самый простой из всех контрастов означает сопоставление чистых, не смешанных цветов. Можно пользоваться первичными, вторичными и третичными цветами, для усиления контраста подойдут черный или белый. Если черными линиями разделить отдельные цвета, это усилит контраст (см. иллюстрацию или вспомните картины Пита Мондриана). А если разделительные линии будут белого цвета, то это уменьшит контраст. В целом можно сказать, что такой тип контраста создает впечатление решительности и силы.

 

Контраст по цвету

 

2. Контраст светлого и темного

Этот тип контраста основан на взаимодействии цветов разной тональности. Добиться контраста светлого и темного можно: а) непосредственно сопоставив цвета с разной светлотой, например, желтый — это самый светлый цвет, а фиолетовый — самый темный; б) добавив к цвету белого, чтобы осветлить его, или черного, чтобы затемнить.

 

Контраст светлого и темного

 

Наилучший способ увидеть контраст светлого и темного — это прищурить глаза. Тогда цветность снижается и лучше распознаются градации серого цвета!

 

3. Контраст холодного и теплого

Такой контраст возникает из того простого факта, что нам, людям, нравится ассоциировать цвета с ощущениями. Все цвета, напоминающие нам воду, снег или влагу, воспринимаются как холодные, а те, что наводят на мысль о солнце и огне, — как теплые.

 

Контраст холодного и теплого

 

Этот принцип четко прослеживается в цветовом круге Иттена. Все теплые цвета располагаются с правой стороны, а холодные — с левой. Самый теплый оттенок красно-оранжевого и самый холодный оттенок зеленовато-голубого цвета располагаются в центре, по горизонтали. Контраст холодного и теплого — важное средство выражения в живописи. Он обращается непосредственно к эмоциям зрителя и идеально подходит для того, чтобы подчеркнуть вероятную двойственность. Например, возможны такие пары, как:

 

  • далеко/близко;
  • холодно/ тепло;
  • открыто/закрыто;
  • весело/ грустно;
  • легко/трудно;
  • и так далее.

4. Контраст цветового насыщения (качественный контраст)

Этот контраст основан на взаимодействии между чистыми, насыщенными цветами и более тусклыми, ослабленными тонами. Вариацией такого контраста является контраст хроматических и ахроматических цветов, где насыщенные, «колоритные» цвета контрастируют с черным или белым, то есть с ахроматическими цветами. Это также служит эффективным инструментом в живописи, который можно использовать для того, чтобы акцентировать и выразить настроение.

 

Контраст цветового насыщения (качественный контраст)

 

Вы всегда можете изменить степень насыщенности тона, добавив к нему следующие цвета:

 

  1. черный: оттенок становится темнее;
  2. белый: оттенок становится более ярким, пастелеподобным, более холодным;
  3. серый: оттенок становится холоднее;
  4. дополнительный цвет: обычно оттенок становится более темным и ослабленным.

5. Контраст по площади цветовых пятен (количественный контраст)

Такой контраст также называют контрастом пропорций, так как речь идет о соотношениях между отдельными цветовыми пятнами. Будь то крохотная точка или большое цветовое пятно — цвет работает не только посредством одного своего присутствия, но также посредством своего распространения. Теория контраста предполагает, что сбалансированная композиция должна основываться на обратно пропорциональных соотношениях светлоты отдельных цветов.

 

Контраст по площади цветовых пятен (количественный контраст)

 

Это значит, что при сочетании желтого цвета (светлота 9) с фиолетовым (светлота 3), когда желтый в три раза ярче, гармоничным будет соотношение желтого и фиолетового 1:3. Однако, поскольку «гармоничная» композиция часто выглядит унылой, нужно постараться привнести в картину больше напряженности посредством более интересной компоновки. Кстати, привожу уровни светлоты цветов:

 

  • желтый — 9;
  • оранжевый — 8;
  • красный — 6;
  • зеленый — 6;
  • синий — 4;
  • фиолетовый — 3.

6. Контраст дополнительных цветов

В цветовом круге дополнительные цвета всегда расположены непосредственно друг напротив друга. Пары есть не только у чистых цветов, но также у ослабленных и затененных оттенков. Создается нечто вроде магнетического притяжения, потому что чем ближе соседствуют на картине два комплементарных цвета, тем сильнее их воздействие, достигающее высочайшей интенсивности. Но стоит им коснуться друг друга и смешаться, получается нейтральный серый.

 

Контраст дополнительных цветов

 

Например, для того чтобы точно определить дополнительный цвет, можно использовать цветовое колесо, вращающийся картонный диск, который показывает также оттенки и тени, смешения и цветовые гармонии. Или прогуглить «калькулятор цветов» или «цветовой круг». Среди бесчисленных цветовых генераторов я рекомендую Adobe Kuler, это четко структурированный веб-сайт, на котором можно сгенерировать и сохранить все известные цветовые гармонии (color.adobe.com). Однако я все равно советую вам чаще подбирать гармонии «на глаз», чтобы больше полагаться на свое чутье, чем на Интернет.

 

7. Симультанный контраст

Эффект от этого контраста основан на том, что человеческий глаз, воспринимая определенный цвет, одновременно (т. е. симультанно) порождает дополнительный к нему цвет. В результате один и тот же цвет всегда видится по-разному в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Следовательно, цвета находятся в постоянном взаимовлиянии, которое нам следует учитывать.

 

Симультанный контраст

 

Симультанные контрасты проявляют себя особенно сильно, когда рядом оказываются не комплементарные цвета, а те, что соседствуют с одним из них в цветовом круге. Так, например, вместо сопоставления фиолетового и желтого, можно было бы соединить сине-фиолетовый и желтый. Вот почему один и тот же серый щенок выглядит синеватым на оранжевом фоне, а в окружении синего он как будто приобретает оранжевый оттенок.