Рисование линиями
Апеллес завел себе привычку ежедневно, как бы ни был занят, совершенствовать умение рисовать линии.
Плиний Старший. Естественная история
Начинаем с основы — с линии. Расписываясь в конце письма, вы ведете руку твердо и привычно. Она не дрожит, потому что вы действуете целенаправленно. Разум и рука творят в согласии. Однако навыки письма не даются нам с рождения — мы учимся писать, следуя правилам и упражнениям. Основы рисования мало чем отличаются от алфавита. Я помню, как выводила буквы одну за другой, чтобы они были одинаковыми, аккуратными и четкими. Мои родители сокрушались, что очень долго у меня не все выходило как надо. Сейчас, конечно, я пишу не задумываясь. То же с рисованием. Уверенность приходит со знанием правил и практикой. И если вы научились писать, то и рисование освоите.
В этой статье мы займемся линиями и разберем, как их направление становится частью композиции. Прямая линия направляет взгляд из одной части изображения в другую, как если бы на ее конце была стрелка. Сначала мы будем рисовать просто линии, а потом вы узнаете, как великие рисовальщики прошлого создавали с их помощью ритм. Повторение составляет основу многих произведений — как припев в песнях — и определяет гармонию и единство формы. Как сказал художник ХХ века Жак Вийон (также известный как Гастон Дюшан): «В структуре произведения искусства содержится его тайная, скрытая поэзия».
Рисуем буквы
В старых американских учебниках рисования есть письменные упражнения. Буквы тоже состоят из линий. Мягким тупым карандашом скопируйте буквы Эллен Сонтры. Варьируйте толщину линий, сильнее нажимая при движении вниз и ослабляя нажим при движении вверх. Пишите медленно и размеренно. Красивые буквы не терпят суеты.
Йорис Хуфнагель. Пособие по рисованию букв k и I. Ок. 1591 -1596. Пергамент, акварель, золотая и серебряная краска и тушь. 16,7x12,4 см. Музей Гетти
Рисуем линии
Как и в упражнении с буквами, начнем с простых штрихов, не думая о форме. Уже в начальной точке вы должны представлять себе дальнейшее направление линии и следовать ему, а не пассивно смотреть на грифель.
Поставьте кончик карандаша на первую точку и чертите линию вниз ко второй. Уверенно ведите карандаш. С такой же уверенностью мы позже будем рисовать. Много тонких линий — светлых, которые легко стереть, — лучше, чем одна жирная и робкая. Работайте легкими движениями. Не пасуйте перед трудностями и не судите себя строго.
Начинайте линию с нажимом, а к концу плавно ослабляйте его. Не раздумывайте над направлением, сомнения только мешают. Набивайте руку на разных линиях: вертикальных, горизонтальных и изогнутых.
Сидни Макгинли. Лилия. 2004. Бумага, карандаш Конте. 76,2x50,8 см
Главные линии в композиции
Хороший рисунок начинается с любви к сюжету. Смотрите глубже деталей и внешнего сходства, на скрытые, индивидуальные признаки и структуры. Чаще всего это простой ритм и наклон линий, но они рассказывают целую историю. Сначала слегка наметьте эти линии или держите их в уме, подчиняя им весь рисунок.
Большинство шедевров основано на линиях. В этом упражнении мы рассмотрим роль горизонталей, вертикалей и диагоналей.
Обведите рисунок Джона Раскина на соседней странице и посчитайте вертикали. Проводите длинные линии, начинайте их раньше и продлевайте дальше, чем на образце. Далее обратите внимание на горизонтали. Рисуйте их поперек листа — длинными штрихами, не пунктиром — и смотрите, что они пересекают. Теперь найдите окружности. Удивительно, что почти весь сложный рисунок выполнен тремя типами линий.
Джон Раскин. Кафедра базилики Святого Амвросия. XIX век. Бумага, акварель. 43,8x33 см. Музей Виктории и Альберта. Изображение предоставлено Art Renewal Center
Линии — буквы алфавита рисовальщика. Акцентируя и сочетая их, мы создаем ритм и композицию. Диагонали показывают динамику и переменчивость, бросая вызов земному притяжению. Теодор Жерико воплотил в них мощь движений лошади.
Теодор Жерико. Лошади и ездоки. 1813-1814. Бумага, графит. 21 x27,9 см. Музей Гетти
В книге «Искусство и визуальное восприятие» психолог ХХ века Рудольф Арнхейм предлагал рассматривать линию как направленное напряжение. «Канат не двигается, если двое тянут его в разные стороны с равными усилиями. Но, несмотря на неподвижность, он заряжен энергией». Уверенные диагонали передают напряжение, как туго натянутая резинка, которую вот-вот отпустят.
Дальше тренируйтесь чертить диагонали по точкам. Поставьте кончик карандаша на первую точку и прицельтесь на вторую. Затем обведите все диагонали на рисунке Жерико. Продлевайте линии и анализируйте их роль в изображении.
Тренируйтесь рисовать изогнутые линии, соединяя точки. Затем найдите на рисунке Кеньона Кокса большую изогнутую «С». Изящная линия объединяет части изображения, которые без нее смотрелись бы разрозненно. Обведите все изогнутые линии на рисунке.
Кеньон Кокс. Эскиз драпировки к фигуре Физики. 1896. Бумага, графит и тушь. Размер неизвестен. Коллекция Библиотеки Конгресса
Найдите на работе Адольфа фон Менцеля как можно больше повторяющихся вертикалей, горизонталей и диагоналей. Обратите внимание на ритм и затейливость, воплощенные игрой линий художника.
Адольф фон Менцель. Двор дома Пульмана вблизи Потсдама. 1844. Бумага, графит. 12,5x20,5 см. Фонд прусского культурного наследия / Art Resource, Нью-Йорк
Адольф фон Менцель. Альбом набросков. 1863. Бумага, карандаш. Размер неизвестен. Музей Гетти
На рисунке ниже Леонардо да Винчи исследует пропорции и соотношение частей головы человека. Линии не случайны: да Винчи отметил пересечения горизонталей, вертикалей и диагоналей. Обведите каждую линию, обращая внимание на то, какие элементы она соединяет. Чем меньше разнонаправленных линий, тем более цельным и выразительным получается портрет. Привыкайте сводить направления линий к минимуму. Это не только улучшает композицию, но и позволяет быстрее заметить ошибки.
Леонардо да Винчи. Эскиз пропорций лица и глаз (фрагмент). Ок. 1489-1490. Чернила, перо на пожелтевшей бумаге. 19,7x16 см. Mondadori Portfolio
Повторите на листе рисунок да Винчи, взяв за основу рисунок ниже и добавив к нему недостающие линии.
Сначала проведите три горизонтали: через брови, под носом и ниже рта. Затем рисуйте вертикальные линии, начиная с центральной. Проведите вертикали от глаз до самой шеи. Далее переходите к диагоналям: от угла глаза через нос до угла рта и т. д. Закончив, посмотрите на чье-нибудь лицо или на себя в зеркале. Найдете те же соотношения?