Сюжет в построении наброска

«Поскольку я постоянно пишу с натуры, то всегда стараюсь запечатлеть в своем рисунке то, что является существенным, и тогда заполняю поверхности, ограниченные контуром, упрощенными тонами, в которых сознательно преувеличиваю хроматические валёры».

Винсент Ван Гог. Письма к Тео, 1888

Лабор, Барселона, 1992

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

 

Наше поле зрения весьма обширно; однако бумага для набросков имеет ограниченный размер, позволяющий изобразить лишь малую часть того, что мы видим. Необходимо производить тщательную компоновку объектов и продумывать композицию с целью уменьшить угол зрения с тем, чтобы зарисовка или набросок давали зрителю возможность сосредоточиться лишь на какой-то определенной детали картины.

 

Мерседес Гаспар. Стадо гусей. Этюд. 2002. Графитовый карандаш на вощеной бумаге

Мерседес Гаспар. Стадо гусей. Этюд. 2002. Графитовый карандаш на вощеной бумаге

 

Чтобы сузить тему, следует добросовестно изучить варианты композиции, проанализировать возможности натуры, свести к самой простой схеме процесс построения формы и сделать серию набросков, в которой мы систематически передвигаем рамку и меняем точку зрения, в поисках наиболее удачного образа. Такой метод работы требует тщательного анализа при разглядывании модели и синтеза — в создании рисунка.

 

Анализ и освоение сюжета

Выбирая пейзаж, мы осознаем, что не сможем изобразить на бумаге все, что видим, приходится выбирать небольшой фрагмент. Следует подробно изучить объект, внимательно осмотреть его, мысленно разобрать на основные формы, понять его, а не копировать.

 

Прежде чем рисовать, мы должны подумать

Прежде чем приступить к рисованию, мы должны обдумать свои действия. В идеале — три четверти времени посвятить размышлениям, а четвертую, оставшуюся, — рисованию. Качество наших наблюдений важнее наших технических навыков. В первую очередь необходимо четко определить, что именно интересует нас в сюжете и какая комбинация элементов делают его более привлекательным; это поможет нам правильно воспроизвести его на бумаге.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Внимательно рассматриваем объект и решаем, каким образом нам лучше выделить первый план.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Мы можем убрать или включить группу домов, находящихся слева, чтобы еще больше нарушить равновесие композиции.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Расположив дерево на первом плане, подчеркиваем пространственную глубину. В конечном счете, любые легкие изменения рисунка влияют на окончательный результат. Вот почему важно все продумать заранее.

 

Освободитесь от рабского взгляда

Не надо пытаться рабски копировать действительность, поскольку задача художника состоит не в том, чтобы смотреть и воспроизводить, а в том, чтобы увидеть, понять, запомнить и передать реальность в индивидуальной манере. Сопротивляйтесь желанию «фотографировать» окружающий мир.

 

Хорошее упражнение для развития и тренировки нашей наблюдательности и памяти заключается в том, чтобы пару минут внимательно рассматривать сюжет, стараясь запомнить как можно больше составляющих объекта: форму, пропорции, текстуру и т.д., — а затем, не глядя на него, отобразить на бумаге.

 

В процессе анализа мы решаем, какие элементы объекта мы хотим выделить, и проводим воображаемые линии на поверхности бумаги слегка приподнятым кончиком карандаша.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Перед нами два наброска одного и того же объекта. Верхний рисунок - результат рабского копирования, он выглядит более аккуратным, методичным, упорядоченным, линии строго контролируются. На нижнем наброске художник отказался от такого подхода: он явно более свободный, линии меньше контролируются, тени наложены небрежнее.

 

Изучить, обдумать и запомнить увиденное

Изучить и попытаться освоить увиденное — это метод предварительной проработки сюжета, шаг, который должны проделать все художники, прежде чем приступить к рисунку. С его помощью мы оцениваем изобразительные возможности сюжета, собираем информацию и развиваем наше мастерство, чтобы набросок не слишком зависел от технических аспектов.

 

Собрать разные аспекты сюжета

Система проведения увлекательного аналитического и композиционного исследования сюжета, который мы собираемся рисовать, состоит в том, чтобы сделать серию набросков, отражающих его разные аспекты, которые могут представлять интерес. В этих черновых рисунках на скорую руку мы пробуем менять композицию или точку зрения и собрать множество всяких аспектов данного сюжета, передвигая рамку и даже меняя технику и способы рисования.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Черновые наброски, сделанные на скорую руку, без намерения конкретизировать. Их единственная функция - композиционная. Способ освоить основные линии, определяющие объект.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Чтобы изучить модель, недостаточно использовать только линии, мы также можем поработать с тенями, наложив их в самой обобщенной манере.

 

Диссонирующие элементы

Изучая объект с помощью предварительных набросков, мы можем обнаружить какую-нибудь диссонирующую деталь, которая отвлекает наше внимание от главного объекта и не добавляет ничего интересного. Запомним, что не существует правила, которое обязывало бы нас включать дополнительные элементы в композицию только потому, что это присутствует в натуре.

 

Пометки, чтобы запомнить увиденное

Чтобы запомнить и лучше обдумать увиденное, мы можем делать записи, содержащие сведения о цвете и текстуре, и ввести тональные валеры карандашом или углем, которые в виде тональной линейки выносятся на поля рисунка. Поскольку набросок делается с ходу и быстро, это иногда мешает сохранить всю необходимую информацию в форме рисунка, например, если он делается в черно-белой гамме, требуется какое-то указание относительно цвета.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Сравнив изображение на фотографии с наброском, мы обнаруживаем, что художник убрал некоторые диссонирующие или отвлекающие внимание детали: автомобили и прохожих, - чтобы усилить впечатление глубины и придать городскому пейзажу более пустынный вид.

 

Сюжет в построении наброска. Проработка сюжета в рисовании

Во время посещения музея полезно захватить с собой блокнот, чтобы делать эскизы наиболее понравившихся произведений. Рисунки можно сопроводить записями, содержащими дополнительную информацию.

ddrug1.png