Исправления и переосмысления в рисунке
В рисовании набросков не используется ластик. Профессиональные художники специально оставляют ошибочные линии вместе с новыми, исправленными: благодаря этому приему рисунок приобретает большую живость и выразительность. Такие линии называются «переосмыслениями».
Извлечь пользу из материалов
«Недостаточно просто видеть, необходимо еще иметь свежий, живой, физический контакт с предметом, который вы рисуете, посредством всех возможных чувств, но особенно - осязания.»
Кимон Николаидис. «Естественный путь к рисованию». 1941
Существуют разные техники и методы рисования набросков, обусловленных инструментом, выбранным для рисования. Поскольку нам доступны самые разные графические средства, многие наброски можно выполнить в самых разных манерах.
Габриэль Мартин. «Монастырь в Фрехеналь-Де-ла-Сиерра». 2005. Акварель, сепия
В принципе, любая техника хороша, если под рукой нет ничего другого, или же мы сами ее выбрали. И все-таки, чтобы в каждом конкретном случае выбрать самую подходящую, мы должны знать достоинства и недостатки каждого инструмента. Пробуя рисовать разными средствами, мы не только знакомимся с техниками и осваиваем их, но и лучше понимаем сюжет, который хотим изобразить, а также исследуем, что нового в него привносит каждое средство рисования.
Мы уже рассмотрели многие инструменты для рисования и техники:
- Наброски угольными или меловыми карандашами и стержнями
- Акварельная и чернильная размывка
- Рисование набросков шариковой ручкой
- Рисование фломастерами и пером
- Рисование на цветной бумаге
- Исправления и переосмысления в рисунке
Теперь же остановимся на исправлениях и переосмыслениях в рисунке. Ведь никогда не стоит опасаться лишних или неправильных линий, они могут помочь вам увидеть объект по-новому.
Рисунок с черновыми и двойными линиями
Делая наброски, мы никогда не тратим время на исправления с помощью ластика. Мы исправляем ошибки, внося изменения прямо по ходу дела — либо растушевываем пальцем, либо накладываем новые линии сверху. Набросок создается путем проб и ошибок, а изучение форм допускает какие-то неточности и погрешности: умение исправить ошибку и использовать исправление является частью творческого процесса.
Когда мы работаем углем или мелом, черновые линии обычно остаются заметными. Их не стоит стирать или затушевывать во избежание загрязнения рисунка.
- «Переосмысления» часто встречаются в рисунках пером, потому что линию невозможно ни стереть, ни изменить. Любой набросок пером и тушью начинаем с наметки.
- В процессе работы над рисунком вносим изменения, уточняем позы персонажей. Оставляем черновые линии в качестве «переосмыслений».
Скопление линий
Рисуя углем или мелом, можно без конца накладывать линии друг на друга — стирая и исправляя их в процессе работы. Такое наслоение забракованных или призрачных линий дает на фоне бумаги интересный тональный эффект, а иногда даже добавляет рисунку выразительность и вносит разнообразие. По мере того как рисунок приближается к завершению, линии, становясь все толще и интенсивнее, приобретают больше силы.
Если вы изображаете объект, а он не умещается на листе, можно приклеить клочок бумаги к какой-то из сторон: это увеличит площадь рисунка.
«Переосмысления» меняются с наслоением новых штрихов поверх старых, наложением линий настойчивых и более четких очертаний.
Незавершенные рисунки
Бывает, что мы увлекаемся проработкой какой-то детали, и выполнение эскиза затягивается, в результате чего он остается незаконченным. Набросок должен содержать в себе абсолютно прямой ответ. Если незавершенный рисунок в достаточной степени понятен и выполнил задачи, поставленные художником, его можно оставить как есть. Существует и такой прием, как большая законченность каких-то участков с целью создания контрастов плана.
Набросок оставляют незаконченным, если он выполнил свою задачу и передает суть того, что мы ищем. То, что на нем видны линии чернового наброска, не имеет значения.
Мы не обязаны заполнять рисунком весь лист целиком. Можно сосредоточиться на какой-то детали и оставить набросок незавершенным.