Быстрые наброски
В этой статье поговорим о быстрых набросках и важности скорости в рисовании. Остановимся на экспрессивной деформации и ответим на вопрос о том, почему важно рисовать серии рисунков.
Рисунок на скорую руку, быстрота и техничность
Очень часто нам приходится делать наброски весьма поспешно, особенно когда объект находится в движении. Быстрое исполнение предусмотрено самим характером наброска. Вначале это может показаться трудной задачей, так как поспешность сказывается на точности, но это не страшно, поскольку техническое мастерство приходит вместе с опытом.
Рисовать быстро
Это способ сделать так, чтобы рисунок получился как можно более спонтанным и свежим. Поначалу он приносит нам скромные художественные результаты и, возможно, нас обескуражит, однако в будущем наши старания окупятся. Он приучает нас к быстрой реакции и не позволяет увлечься тщательным выписыванием деталей или чрезмерно планировать работу. Наш ум порой слишком уж рационален, он боится ошибиться и тормозит нашу руку. Лучший способ развить скорость — это рисовать без отрыва кончика карандаша от бумаги. Тени накладываются в легкой форме, без особой точности, покрывая штриховкой лишь участки наиболее интенсивного тона.
На этот набросок фломастером ушло около 45 секунд. Всего несколько линий, чтобы передать конструкцию здания плюс штриховка затененного участка.
За одну минуту плавной и переменчивой линией изображаем девочку, сидящую на стуле.
Лучший способ понять, как делается набросок на скорую руку, - это попробовать осуществить это на практике.
- За тридцать секунд рисуем очертания модели, держа карандаш с наклоном.
- Еще 30 секунд тратим на то, чтобы обвести нарисованные линии, чтобы тела и руки персонажей стали видны более отчетливо.
- На последнем этапе, это минута, максимум, затеняем волосы, руки и рисуем черты лица.
Экспрессивная деформация
Когда мы рисуем с большой скоростью, передача пропорций выходит из-под контроля. Мы не успеваем измерить объекты и принять во внимание их соразмерность. И раз уж подобного нарушения порядка едва ли можно избежать (если только мы не опытные художники), рекомендуется поступить с точностью наоборот: усилить экспрессивность за счет преднамеренной деформации.
Фигура пожилой женщины несколько деформирована, контуры размыты, - все это ради большей экспрессивности. Такой свободы и эмоциональной точности в рисовании можно достичь лишь в результате долгой практики и большого опыта.
Размеры ствола дерева на первом плане преувеличены с целью привлечь внимание зрителя и отодвинуть лес на второй план.
Пропорции крыш совершенно искажены и не подчиняются законам перспективы. Это - вместе с бойкой штриховкой - придает рисунку неустойчивость и динамичность.
Переулок решен резкими контрастами света и тени. Рисунки также могут передавать душевное состояние и эмоции и создаваться в индивидуальной и экспрессивной манере.
Фактор времени в наброске
Быстрые наброски очень часто становятся серией изображений, что также связано с рациональным использованием времени, лишая нас возможности что-то исправить.
За считанные мгновения
Время — один из главных аспектов в создании набросков: поскольку необходимо произвести визуальный отбор и использовать технику подхода, когда в твоем распоряжении имеется всего несколько секунд или минут для рисования, изображение обретает жизненность, а рисовальщик — сноровку.
Даже если мы и располагаем временем для рисования, мы вовсе не обязаны создавать подробный и полный рисунок. Хороший способ научиться рисовать быстро — это работать над одним и тем же сюжетом раз в день в течение недели. В процессе знакомства с объектом вы тратите на рисунок все меньше времени. Благодаря практике рука обретает уверенность и учится находить решение в случае необходимости. Вдобавок, по мере того как у нас появляется все больше информации о сюжете, наши задачи и интересы меняются, и мы ищем новые способы отражения этой информации.
- Первый день. Выберите простой сюжет и посвящайте ему несколько минут в день. Вот увидите: первый вариант окажется совсем не похож на тот, который вы сделаете спустя четыре дня.
- Второй день. Объект, который вначале был выполнен несколькими цветами, стал одноцветным и обобщенным, возможно, слишком.
- Третий день. Похоже, монохром доминирует. Графически рисунок стал интереснее, но получился слишком темным.
- Четвертый день. Набросок забора стал светлее, различаются два тона серого. На просохшую акварель наносятся белые штрихи воском и черные линии тушью.
- Пятый день. Набросок стал более осмысленным. Акварель лучше интегрируется со штрихами, которыми обозначен деревянный забор. Совершенно очевидно, что повторение сюжета привело к улучшению.
Серия рисунков
В некоторых случаях, закончив набросок, мы не вполне довольны результатом и начинаем представлять себе, что можно изменить, или же нас осеняют новые идеи. Чтобы решить проблему, мы создаем серию рисунков: за первым рисунком следует другой, который его исправляет или дополняет. Поэтому мы советуем работать над объектом неоднократно: это дает возможность изучить и создать разные ракурсы, трактовки и стилистические вариации, тем самым изменить визуальное восприятие сюжета.
Работа над серией начинается с осмотра объекта с разных точек зрения с тем, чтобы найти лучший «кадр».
Отправляйтесь в какое-нибудь людное место и нарисуйте серию быстрых набросков, стараясь ухватить суть этого места. Ограничьте время, затрачиваемое на каждый набросок, одной, двумя, максимум тремя минутами и не усложняйте технику.
Здесь, если сравнить с предыдущим наброском, мы переместились вправо, чтобы поменять точку зрения. Мы также поменяли инструмент, скомбинировав мелок и карандаш сангины.
Серия завершается третьим «кадром» того же объекта. На этот раз ставка делается на тушь и упрощенную трактовку.