Рисование с натуры или на пленэре
Рисование на пленэре означает, что работа была выполнена за пределами студии, на свежем воздухе, в контакте с реальным объектом. Основная задача такого наброска — изучение и восприятие объекта в разных погодных условиях. Иными словами, рисунок стремится с мгновенной точностью передать изменения во внешнем виде предметов, происходящие под влиянием атмосферы, света и его отражений. Достаточно оглядеться вокруг — и мы обнаружим тысячу доступных нам сюжетов, во время поездки за город, на оживленной улице или в городском парке.
Содержание
Оскар Санчис. «Переулок в Барселоне». 2005. Меловой карандаш
Габриэль Мартин. «Часовня Пражского Младенца Иисуса в Сант-Илари-Сакальм». 2005. Размывка и перо
Рисовать с натуры
Изучение натуры на протяжении столетий было главной темой художественного образования и остается классическим сюжетом, как для студентов, так и для опытных художников. Это лучший способ научиться рисованию, потому что имея перед глазами реальный объект, мы можем разглядеть детали, менять по собственному желанию точку зрения и задерживать взгляд на любом элементе.
Живость наброска
Что придает ценность наброску, так это его живость, а она достигается в тот момент, когда художник рисует с натуры. Наблюдения за движением, реальным объемом и атмосферными условиями дает нам обширную информацию, которая остается в памяти и которую мы сможем позже использовать в своей работе.
Схема, поясняющая положение художника при выполнении упражнения ниже. Для выполнения каждого последующего рисунка он поворачивался приблизительно на 90 градусов.
Проблема фотографий
Если мы привыкнем постоянно использовать фотографии в качестве референса, мы рискуем не понять мотива. Фотография помогает нам установить пропорции, цвет или детали, но общая композиция и оттенки цвета становятся понятны лишь при непосредственном наблюдении. По фотографии очень трудно уловить движение, перспективу, формы и разные оттенки цвета, так как линзы и проявитель зачастую искажают картину и делают ее плоской. Кроме того, мы часто ограничены рамками фотокадра " вместо того, чтобы выбрать собственные ракурсы, имея перед глазами реальный объект.
Фотографии могут оказаться хорошим дополнением к информации для набросков, сделанных с натуры. Однако прибегать к ним постоянно, чтобы создавать свои работы, - далеко не лучший способ.
Рисовать на публике
Каждый живописец знает, что заниматься рисованием на публике не всегда бывает комфортно: за художником наблюдают, могут подойти, чтобы увидеть нашу работу, выразить недовольство или высказать свое мнение.
Пытаться рисовать скрытно тоже не выход, если мы хотим развить навыки в наброске. Чтобы подобные ситуации не были препятствием, надо настроиться на работу и побороть смущение.
А, В и С. Рисовать на пленэре значит выбирать объект, лишь поворачивая голову. Не сходя с места, легко переведя взгляд, замечаем, как сюжет меняется и превращается в другой. В качестве примера предлагаем эти три «кадра», связанные между собой в пространстве; каждый последующий был сделан после поворота головы на 90 градусов.
Рюкзак художника
Чтобы отправиться рисовать на пленэре, нужно лишь собрать необходимые принадлежности, а какие — зависит от личных предпочтений и от того, какого рода набросок вы планируете создать. Для начала будет достаточно блокнота для эскизов и небольшого пенала с разными инструментами для рисования (все это складываем в сумку или рюкзак) и желания бродить и рисовать.
Все, что может нам понадобиться, должно уместиться в небольшом рюкзаке. Из рисовальных принадлежностей необходимо взять с собой следующее: небольшой пенал с графитовыми карандашами разной степени твердости, восковой карандаш, точилку, фломастеры, перья и тушь или акварель (две-три кисти из ворса куницы, номера 4, 6 и 10). А также одну или две тетради для эскизов разного размера, в твердой обложке, бутылочку с водой на случай, если мы собираемся поработать размывкой, и пачку одноразовых бумажных платков. Вещей, не имеющих практической пользы, лучше не брать.
Складываем в сумку или рюкзак набор карандашей, палочки, перышки, кисточки и разные по размеру блокноты. Если мы берем с собой тушь, то в герметичном пузырьке.
Это минимум снаряжения художника: небольшая тетрадь и пара карандашей. Все это поместится в сумке или в кармане пиджака.
Ради своего удобства
Минусы работы на пленэре связаны с проблемами практического характера: например, каким способом перевозить принадлежности и дополнительную экипировку в случае ухудшения погодных условий. Что касается погоды, то будет достаточно взять с собой шляпу или панаму для защиты от жаркого солнца и плащ на случай дождя. Также нам понадобится твердая подставка: из картона или дощечка небольшого формата и липкая лента на случай, если у нас не окажется блокнота для эскизов или мы захотим рисовать на отдельных листах. Некоторые художники пользуются складным стульчиком и циновкой, другие предпочитают устроиться на каком-нибудь камне. Мольберты, зонты от солнца или дождя являются лишним грузом.
Стоит захватить с собой шляпу от солнца. Самая удобная представлена здесь: она занимает совсем мало места в рюкзаке.
Следует учесть возможную перемену погоды, особенно если мы отправляемся в горы. Рекомендуем взять с собой непромокаемую куртку, которая в сложенном виде занимала бы мало места. Если мы собираемся работать на отдельных листах, берем с собой деревянную подставку и липкую ленту. Подставка должна быть небольшого размера, чтобы она могла поместиться в сумке или рюкзаке.
Рисуем виды сельской местности
Первые наброски делаем фломастером. Это просто кроки, вспомогательные наброски, которые описывают контуры зданий.
- На площади поселка расположен фонтан. Воспользуемся этим обстоятельством, чтобы мокрыми мазками наложить тон на почерневшие деревянные фасады. Это первый набросок дня, рисуем в очень обобщенной манере.
- Встанем под балконом, чтобы выбрать наиболее интересный ракурс, включить силуэт балкона в вид на поселок. На этот раз попробуем рисовать меловым карандашом цвета сепии, который затем размываем кистью.
- Удаляемся от жилого комплекса по одной из дорог, чтобы получить более широкую перспективу. Для этого наброска используем графитовый карандаш 4В.
Художник сворачивает на тропинку, которая позволяет ему подняться по склону горы и занять более высокую позицию над жилым комплексом. Это дает хорошую возможность рассмотреть панораму долины и понаблюдать, как архитектура тонет в пейзаже. По выходе из поселка наше внимание привлекла старая деревянная постройка, расположенная на отшибе. Это старинная сыроварня.
- Продолжаем подниматься по тропинке. Отсюда открывается еще более широкий вид. Меловым карандашом цвета сепии зарисовываем панорамный вид долины на листе блокнота на пружине.
- Начинаем подниматься по тропинке. И это позволяет нам рассмотреть гору, возвышающуюся над крышами домов. Чтобы получить контраст, рисуем крыши линией, а на горе сделаем прокладку серых тонов.
- Ищем камень, чтобы присесть. Снова открываем двойную страницу блокнота и графитовым карандашом 6В рисуем жилой комплекс, хотя на этот раз уделим больше внимания тональным изменениям, происходящим в пейзаже, чем местной архитектуре.
- По дороге, ведущей вниз, художник приближается к сыроварне. Вынимает из рюкзака тетрадь с квадратными листами. Открывает ее и на развороте делает легкий набросок строений. Уточняет детали и накладывает тени только в здании самой сыроварни, которая его так заинтересовала.
- Художник занимает новую позицию и на отдельном листе рисует карандашом сыроварню. Фломастером затеняет деревья и окна. Затем уплотняет тени мокрыми мазками и тоном сепии.