Тон в рисовании тела человека
Тогда будьте ближе к природе. Тогда попробуйте, как первый человек на земле, сказать о том, что Вы видите и чувствуете, и любите, с чем прощаетесь навсегда.
Райнер Мария Рильке. Письма к молодому поэту
Свет днем и тьма ночью создают ритм жизни, так укоренившийся в подсознании, что мы даже не думаем о нем. Свет разоблачает, делает видимым окружающее пространство, придает вещам вес и объем, а темнота таится в тенях. И то и другое важно для искусства, поскольку без контраста мы ничего не увидим.
Ранее мы рассматривали линию, форму и объем, а теперь переходим к тону, или светотени. Тон — диапазон оттенков от белого до черного, как на монохромных фотографиях. На этапе моделировки тона мы отделяем свет от тени и решаем тон фона (если он будет).
Любой освещенный предмет имеет три тона:
- свет;
- тень;
- полутень.
Мы начнем с первых двух. Позже займемся полутенью — проработкой перехода от света к тени, — но сначала разделим светотень предмета на большой свет и большую тень, которые станут основой для следующего этапа.
Самое сложное для начинающих рисовальщиков — объединить все детали в целое. Не понимая, что главное, а что второстепенное, они добавляют ненужные элементы, которые портят композицию. Тональный эскиз дает представление о том, что из натуры стоит включить в произведение. При должном умении вы не бездумно копируете тон: он становится элементом композиции, задает настроение работы и направляет взгляд по изображению.
Стивен Боман. Другие голоса. 2015. Бумага, графит. 61x45,7 см. Частная коллекция
Тональная композиция
Процесс создания произведения искусства идет от общего к частному, от крупных форм к мелким. Мы начинали рисунок с линии движения и постепенно уточняли его измерениями. По той же схеме мы будем работать с тоном: разметим крупные пятна света и тени, а переходы между ними оставим на потом.
Сначала мы складываем светотеневые градации натуры в крупные формы, как пазл. В композиции именно тона образуют запоминающийся узор, издалека привлекающий внимание зрителя. Сначала делим будущий рисунок на свет и тень. Пятна теней ограничены сломами формы — границами между полутенью и самой темной тенью. Их прорабатывают максимально подробно прямой штриховкой чуть темнее границы тени. Ваша задача на этом этапе — максимально обобщить форму, сохраняя нюансы силуэта.
Разметив тени, покройте их светлым тоном. Воздушность тени лучше всего показать гладко, без дробных бликов. Визуально тень почти ничего не весит и едва заметна на листе. Позже вы усилите объем рефлексом, а пока достаточно обозначить слом формы. Примеры тональной композиции есть в пятом этапе «Геракла маркиза Лансдауна» Джона Сэмюэла Эйгара и четвертом этапе «Хольгера» Тенайи Симса (см. здесь), а также на рисунке Гарольда Спида в статье о построении фигуры человека.
На этой стадии уже приблизительно понятно, как будет выглядеть законченная работа. Стоит еще раз проверить детали перед тем, как переходить к завершению. Иногда внешнее сходство зависит от мелочей. Отступите на несколько шагов назад и быстро перемещайте взгляд между рисунком и натурой, сверяя формы теней.
Джульетта Аристид. Иса. 2017. Тонированная бумага, уголь. 61x45,7 см
Штрихование теней
Посмотрите на упрощенные формы теней на рисунках Эфраима Рубенштейна «Сара XXI» и «Сара XXIII». Сначала тонируйте область тени однородно, а потом углубляйте тон, уточняя формы.
Эфраим Рубенштейн. Сара XXI. 2000. Бумага, сангина, 20,3x30,5 см
Эфраим Рубенштейн. Сара XXIII. 2000. Бумага, сангина. 20,3x30,5 см
Стивен Ассаэль. Штудия мужского торса. 2016. Тонированная бумага, уголь, мел. 61х45,7 см
Полутени: неспешное искусство моделировки формы
Привыкнув работать без модели, каким бы замечательным ни был изначальный замысел, не добиться непринужденности великих мастеров, потому что они интерпретируют увиденное — даже самое привычное — по-своему.
Эжен Делакруа
Вы сгруппировали все тона композиции по крупным пятнам — светлым и темным. Контраст привлекает взгляд, но в рисунке пока нет объема. Округлости фигуры графически передают полутенями — плавными переходами от бликов к теням на коже. Это мягкие градации света на рельефе человеческого тела. Полюбуйтесь на плавные тональные переходы на рисунке Алексея Стила «Далекий всполох полной луны».
Моделировку формы многие ошибочно опускают из-за якобы излишнего внимания к деталям, но именно они придают элементам окружающего мира характер и индивидуальность. Мелкие формы тела на этом этапе уже не детали, а неотъемлемые аспекты личности и жизни человека. Возможно, больше никто и никогда не увидит его в таком ракурсе и освещении. Это как любовь, но не к людям вообще, а к отдельному человеку.
Несколько лет я занималась только быстрыми зарисовками, не более трех часов на одну позу. Энергию и динамику ставила превыше всего. Но потом поняла, что рискую скатиться в клише и однообразие. Чтобы рисовать натуру, а не свое представление о ней, надо перестать спешить и начать смотреть внимательно.
Объем — это в первую очередь свет, и точно изобразить его впопыхах не получится. Творчество зиждется на неторопливом наблюдении, и чем внимательнее мы, тем самобытнее наше видение. Будьте ближе к природе, изучайте натуру, погружайтесь в реальность и не спешите. Стремясь побыстрее пройти начальный этап, вы проглядите много ошибок. Художник совершенствуется в кропотливом труде. Медленный прогресс означает, что мы развиваем собственное видение и учимся, а не бездумно копируем. Свой стиль не обрести в суете. Будьте собой и идите к творческой зрелости своим путем и в своем темпе.
Джульетта Аристид. Нина. 2012. Тонированная бумага, уголь, сепия. 61x45,7 см. Частная коллекция
Моделировка формы с помощью тона
При работе с моделью обязательно используйте направленный свет, из окна или от лампы. Объем лучше всего выявляется точечным источником, который обычно ставят чуть выше и правее или левее модели. Несколько источников света дают множественные тени, усложняющие процесс.
Джульетта Аристид. Эрик (построение и законченная работа). 2017. Тонированная бумага, уголь и сепия, белила. 61х45,7 см
Как вы помните, сначала мы распределяем тональные пятна преимущественно прямыми штрихами, чтобы четко обозначить слом формы. Изгибы линии слома формы указывают на изменение направления плоскостей и подразумевают наличие тональной разницы. Далее мы кладем на тени светлый тон, чтобы их было лучше видно, после чего ищем и исправляем ошибки. Только убедившись в правильности построения, начинайте работать тоном. То, что на наброске сойдет за интересную особенность, на законченном рисунке превратится в непреднамеренное уродство. Чем подробнее вы планируете прорабатывать рисунок, тем внимательнее надо быть с самого начала.
Начинайте моделировку формы с небольшой и сложной части тела. Это скорее расположит вас к неспешной и вдумчивой работе, чем участки с большой поверхностью света и тени. Двигайтесь от слома формы к свету, постепенно вылепливая форму. Кладите штрихи по форме тела, а не вдоль слома формы. Каждый слой тона соответствует шагу тональной шкалы. Шаг за шагом вы изобразите все выпуклости и впадины кожи, покрывающей мышцы, кости и хрящи.
Даже правильно выбранный тон между светом и тенью может показаться слишком темным на белом фоне листа. Однажды я смотрела демонстрационный сеанс художника Джейкоба Коллинза. Поначалу фигура выглядела почти черной, но на законченном рисунке тон оказался идеальным. Чем подробнее разбор полутеней, тем объемнее рисунок. Разница в тонах на теневой поверхности тела проявляется с помощью мягкого рефлекса. Тень всегда можно осветлить, если нужно усилить рефлекс или проработать какую-нибудь деталь.
Моделировка формы — своего рода медитация. Мы не восхищаемся чужими умениями, а совершаем собственные открытия, медленно следуя невидимым нитям рассуждений. Мы учимся воспринимать все части человеческого тела — и любых других предметов — как уникальные и достойные исследования.
Тон в объемном рисунке
Дорисуйте тональную шкалу, руководствуясь образцом, и придайте сфере объем. Начинайте со светлого тона и постепенно углубляйте его в тенях. В завершение проработайте переход от тени к свету. Фон можно не рисовать. Подробнее о переходе света и тени мы говорили в статье про объемный рисунок.
Дэмиен Лидс. Сфера. 2010. Бумага, уголь. 20,3х25,4 см
Тональная шкала — ряд или колонка из девяти квадратов с градацией тонов от черного до белого. Девять квадратов приблизительно соответствуют полутонам освещенного предмета
Коллин Барри. Учебный рисунок черепа. 2009. Бумага, уголь. 61х45,7 см
Амайя Гурпид. Задумчивость. 2016. Тонированная вручную бумага, графит, мел, черный карандаш Конте и гуашь. 43,2x43,2 см
Иван Лалиашвили. Без названия. 2009-2010. Бумага, сепия. 50x40 см
Ричард Твиди. Без названия (учебный рисунок). 1894. Бумага, уголь и карандаш. 62,2x47 см
Кевин Мюллер. Джимбе. 2017. Бумага, графит. 61х45,7 см
Пьер-Поль Прюдон. Стоящая обнаженная, вид сзади. 1785-1790. Голубая бумага, уголь, белый мел. 61x34,9 см. Бостонский музей искусств
Неизвестный французский художник. Без названия. XIX век. Бумага, уголь. 61x47 см. Коллекция Джордана Сокола и Амайи Гурпид
Джульетта Аристид. Адель. 2015. Тонированная бумага, уголь, белила. 61x45,7 см