Виды штриховки
Штриховка — это положенные бок о бок и пересекающиеся линии. Вследствие своей неравномерной природы они могут вызывать ощущение вибрации, если рассматривать ее с небольшого расстояния, чего не происходит в областях, заполненных однородным тоном. Стоит поэкспериментировать со всеми возможными типами штриховки, используя различные инструменты, цвета и линии.
Существуют различные методы штрихования. Выбор зависит от эффекта, которого хочет добиться художник, и от материала и инструмента, с которыми он работает. Рассмотрим несколько наиболее распространенных приемов штрихования, используемых опытными художниками.
Классическое тонирование
Классическое тонирование было разработано в XV-XVI веках величайшими итальянскими художниками эпохи Возрождения. Эта техника заключается в рисовании ряда параллельных линий под углом примерно в 45 градусов, заполняющих все пространство, которое следует затонировать. Чем ближе расположены линии одна к другой, тем темнее получается область тени.
Пример классической штриховки
Набросок пейзажа, выполненный с помощью классической штриховки.
Перекрестная штриховка
В классической перекрестной штриховке линии пересекаются под немного отличающимся углом. Эти почти одинаковые углы создают муаровый узор, который делает тонирование слегка светящимся из-за незакрашенных пространств, в которых просвечивает белая бумага. Увеличение угла пересечения линий создает другой тип перекрестной штриховки — открывается больше белого пространства. В обоих случаях можно сделать тень более темной, просто добавив больше линий штриховки.
Путем изменения угла пересечения линий и их яркости можно получить различные типы перекрестной штриховки.
Набросок пейзажа, выполненный различными видами перекрестной штриховки.
Линии
Штриховка включает в себя классические линии, при проведении которых меняется нажим и ширина, создавая различные области тона. Правильно проведенные линии могут придать эскизам большую силу.
Применение линий в рисунке
Тонирование «скорописью»
Этот вид штриховки соединяет структуру тени с выразительностью линии, используя тип линий, напоминающих каллиграфическое письмо. Использование подобных линий более выразительно, чем при рисовании обычных контуров. Такой вид штриховки не позволяет выполнить особенно точную и детальную проработку рисунка — на нем будут представлены только те особенности, которые определяют форму объекта.
Натюрморт, нарисованный с помощью тонирования «скорописью».
Моделирование
Если очень плавно работать карандашом твердости 4B, направление, тон и форма штрихов становятся более неопределенными. Тональные переходы между областями света и тени немного расплываются. Линии остаются лишь для изображения текстур на предметах.
Форма предметов изображается с помощью плавных тональных переходов, которые либо растушевываются, либо имеют вид градации тона. При моделировании следует избегать резких тоновых контрастов.