Выполнение эскизов в рисовании гуашью
Художники по-разному подходят к созданию своих работ. Первые все подробно планируют в голове и берут в руку кисточку, когда ясно видят будущую работу перед мысленным взором. Вторые марают бумагу и не останавливаются до тех пор, пока из десятков эскизов и набросков идей на обрывках бумаги не проступит замысел картины. Себя я скорее причисляю ко вторым, тем, кто полагаясь на интуицию, ищут, рисуя или работая в цвете, когда речь идет о настроении либо атмосфере, которые хочется выразить в работе. Потому что цвета в первую очередь передают настроение, и гуашевые краски идеально подходят для спонтанного поиска и проб.
Гуашь издавна считается особенно удобной для эскизов и подмалевков. Из-за чего?
- Во-первых, она быстро сохнет.
- Во-вторых, краски легко наносить как на большие участки, так и на детали.
- В-третьих, работу всегда можно исправить, когда что-то пойдет не так. Тем более что, пока работаешь с эскизом, не обязательно быть перфекционистом.
Когда мы смотрим книгу с картинками, нам редко приходит в голову, какое огромное количество набросков и эскизов стоит за каждой отдельной иллюстрацией. На самом деле мало кто садится и рисует сразу. Обычной практикой является подробно обдумать общую концепцию и отдельные картинки с карандашом в руке. Нужно многое спланировать: начиная с цветовой тональности и композиции и кончая деталями. Вот почему, прежде чем брать краски, мы так много времени уделяем эскизам. На то есть серьезные причины: иногда в эскизе удается в виде цветовой тональности уловить то мимолетное настроение, которое вы задумали для будущей работы. Ниже можно увидеть такие «настроенческие эскизы». Они иллюстрируют попытку придумать довольно сдержанную, слегка меланхоличную картинку в разных оттенках мерцающего серого цвета. Внизу вы видите законченную работу в уменьшенном размере.
Порой имеет смысл, чтобы заказчик (скажем, издатель) смог получить представление о том, как будет выглядеть работа, до того, как вы ее завершите. Вдобавок эскизы помогут яснее увидеть вам самим, в какую сторону движется проект. Для этой цели рисуются миниатюрные «тамбнэйлз», маленькие эскизы разворотов. Картинки слева — пример таких миниатюр. Серия черно-серых предварительных эскизов к книжке с картинками про Луну — почти монохромная. Здесь все дело было в изменении, переходе от крупных форм к малым, от детали и первого плана к общему — подобно тому, как это используется в кино. И от насыщенного черного или белого цвета — к разворотам в серых тонах.
Эскизы к обложке романа на этой странице проработаны значительно подробнее. Некоторые из них нарисованы пером, для того чтобы по возможности точнее изобразить детали уже на стадии эскиза. Тем, что окончательный вариант в синих тонах получился другим, я обязан этим эскизам, которые, в конечном счете, навели меня на мысль о том, чтобы использовать эстетику вырезанных силуэтов.
Для книги басен Эзопа были сделаны совершенно другие эскизы. Когда было принято решение ограничить палитру всего пятью цветами, пришлось убрать подальше от глаз все остальные краски. Для каждой новой картинки я определил ключевой цвет, доминирующий на соответствующем изображении. К одним историям просто напрашивалась темная тональность, и, следовательно, эскизы покоричневели. Другие же, в свою очередь, были более воздушными в смысле содержания, поэтому синий цвет лучше подходил для основного тона. Или же это были драматичные истории, где базовым цветом становился красный. В этой серии мне хотелось добиться максимальной выразительности, используя минимальные средства (= краски). При этом мне было важно сохранить цветовое разнообразие. Снизу вы можете увидеть, какой получилась одна из готовых иллюстраций.
Совет: в то время как при работе с большими форматами важно, какие цвета накладываются сначала, а какие потом, — с эскизами можно расслабиться и просто рисовать, не имея плана. Можно писать в светлых тонах поверх черного или темных слоев. Хорошие гуашевые краски достаточно укрывисты и легко справятся с этим.