История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни
Люди рисовали непрозрачными водяными красками, которые теперь называются гуашью, задолго до того, как появились другие живописные техники. Это происходило стихийно, в разных уголках мира. Порой картины создавались на пергаменте, порой — на пальмовых листьях. Многие из этих изображений сохранились спустя сотни лет.
Несмотря на то что уже с 19-го столетия термин гуашь прочно закрепился в речи для описания картин, выполненных непрозрачными водяными красками и белилами, все же пришлось дождаться 30-х годов 20-го века, когда компания Winsor&Newton начала выпускать непрозрачные водяные краски с этим названием для художников и дизайнеров.
Гуашь в эпоху раннего Средневековья
Конец тысячелетия, примерно 1000-й год н. э. Пройдет еще много лет, прежде чем акварель, масло и особенно акриловые краски появятся на сцене и станут популярными. Высоко в Гималаях буддийские монахи филигранно расписывают гуашью шелковые тханки — свитки с изображением будд, голодных духов или Колеса Бытия. В то же время монахи из ордена бенедиктинцев в скрипториях Пьяченцы или Монте-Кассино в Италии почти такими же красками украшают щедро иллюстрированные Библии или жизнеописания Александра Великого. Когда средневековые художники использовали непрозрачные и прозрачные водяные краски для украшения Библии или Часослова, то называлось это иллюминация. Книжные иллюстраторы того времени, главным образом монахи, были искушены не только в живописи, но также в золочении и каллиграфии. Но если оставить в стороне позолоту Келлской книги, созданной ирландскими монахами, или Библии Гутенберга, то нас, конечно, восхищают именно их великолепные гуашевые иллюстрации.
Гуашь в исламском мире
Исламскому книжному искусству также не были чужды водяные краски. С самых своих истоков оно пережило несколько кульминационных моментов. Множество религиозных, а также научных произведений иллюстрировали иногда реалистично, а порой, наоборот, во вполне фантастическом ключе. Самая древняя сохранившаяся книга с картинками датируется 1009 годом. Это научный трактат астронома и математика Абд аль-Рах-мана аль-Суфи. Но давайте обратимся к волшебным изображениям, выполненным гуашью в книгах персидских мастеров несколько позже. Расцвет персидской миниатюры начинается примерно в 1300 году после завоевания Багдада монголами. В это время духовный и культурный центр ислама перемещается в Табриз и Шираз. Все, что позднее приходит в исламскую миниатюрную живопись из Индии и Оттоманской империи, в значительной степени подвержено влиянию персидской традиции, берущей свое начало в этих двух городах.
Гуашь в эпоху Ренессанса
В эпоху Ренессанса гуашь, как никогда прежде, выдвигается на первый план, становясь любимой техникой для миниатюр. Ее также начинают использовать для написания больших картин на картоне, часто в качестве предварительных эскизов для масляной живописи или в виде праздничных декораций для украшения интерьеров. Но нам известно множество самостоятельных работ, написанных гуашью великими мастерами той эпохи. Возьмите хотя бы знаменитого зайца Альбрехта Дюрера из музея Альбертина в Вене, вероятно, самую прославленную гуашь на свете!
Точных документальных свидетельств не найдено, но большинство искусствоведов полагают, что оригинальный французский термин gouache происходит от итальянского слова «guazzo» (лужа, клякса). Некоторые считают, что он может быть связан с английским «wash» (стирать, мыть). Во всяком случае, ясно, что любая внушающая доверие этимология этого слова должна содержать в себе отсылку к воде. Всякий, кто углубится в поиски упоминания итальянского термина, столкнется с работами двух великих летописцев эпохи Возрождения — Джорджо Вазари и Паоло Пино.
В середине 16-го века они действительно использовали термин а guazzo для описания живописной техники, работающей с непрозрачными красками, растертыми на воде с клеем или на растительной основе. Художники oltramontani, или буквально «живущие по ту сторону гор», то есть немцы и голландцы, пользовались ею для создания пейзажей или праздничных декораций. А итальянцы, перенявшие эту технику у своих северных коллег, тем не менее, считали ее уступающей итальянской масляной живописи.
19 век в истории гуаши
Во времена после Дюрера люди продолжали писать гуашью, но прошли века, прежде чем эти краски стали выпускаться под современным названием и в известной нам форме. До конца 18-го столетия художники использовали водяные краски в форме «лепешки», которую они замачивали в воде, а затем тщательно растирали в подходящей емкости, например в устричной ракушке. Начиная c 1830 года вместо раковин стали использовать фарфоровые чашки. Небольшая революция произошла в 1846 году, когда Уильям Винзор, художник, получивший научное образование, и акварелист Генри Ньютон запустили производство водяных красок в металлических тюбиках.
А вскоре и другое важное новшество пришло из Англии, когда их же компания Winsor&Newton представила на рынке свой патентованный пигмент оксида цинка под названием «Китайский белый». Этот прекрасный стойкий цвет усилил популярность гуаши среди художников. Уильям Тернер, Питер Де Уинт, Уильям Блейк — лишь немногие из британских художников, часто экспериментировавших с акварельными красками и гуашью.
Обратив взгляд на Германию 19-го века, мы обнаружим там величайшего мастера гуаши Адольфа фон Менцеля. Этот художник исследовал окружающий мир, постоянно делая зарисовки, и до изобретения фотографии пользовался быстрой техникой гуаши, чтобы зафиксировать внезапные идеи и наблюдения. Его «Детский альбом» содержит целую серию таких изображений: городских пейзажей Берлина — родного города Менцеля, горожан, а также животных. Ловис Коринт сказал о нем: «Самых больших достижений Менцель добился в живописи гуашью... один из его величайших шедевров нашего времени врезался мне в память, это его собственная рука, держащая чашку с краской».
К концу 19-го века в этой технике работало все больше художников. Импрессионист Эдгар Дега экспериментировал, смешивая гуашь и пастель, Тулуз-Лотрек пошел еще дальше и начал смешивать гуашь с пастелью и маслом. В Вене гуашь стала любимой техникой эксцентричного Эгона Шиле. Он использовал ее на картинах маленьких и средних форматов. Уже отпустив модель, Шиле часто раскрашивал гуашью портреты и ню, сделанные карандашом с натуры. Марк Шагал познакомился с этими красками, будучи совсем молодым человеком, во время своего первого визита в Париж и остался верен им на протяжении всей своей жизни. Живя в очень стесненных обстоятельствах, он чувствовал себя гораздо более непринужденно, работая с недорогой гуашью. Так, Шагал нередко писал множество вариантов одного и того же сюжета водяными красками на бумаге, прежде чем перенести работу маслом на холст.
Гуашь в эпоху модерна и ар-деко
Эпоха модерна и ар-деко выдвинула на первый план многих художников, занимавшихся созданием костюмов и декораций, плакатной живописью, иллюстрацией, а также дизайном текстиля. Удобство гуаши для подобных работ очевидно: Пикассо, Ларионов и Лев Бакст пользовались ею, создавая эскизы костюмов для Русского балета Дягилева. А Жорж Лепап, Эрик и Бенито иллюстрировали гуашью обложки журнала Vogue.
С середины 20 века и до сегодняшних дней
Начиная с середины 20-го века, гуашь становится самой излюбленной краской иллюстраторов и художников книги во всем мире. Еще недавно Томи Унгерер и Этьен Делессер, Эрик Карл и Бинетт Шредер, Яан Таммсаар и Трауготы создавали свои прекрасные иллюстрации в этой технике. Майра Кальман, Игорь Олейников, Ребекка Дотремер, Карсон Эллис (я называю имена лишь нескольких прекрасных иллюстраторов), пользуясь гуашью, оформляют детские книги с картинками в наши дни. И каждый на свой совершенно особый манер! Сегодня, когда многие иллюстраторы работают с цифровыми технологиями, в графических программах, таких как Procreate, можно создавать виртуозные имитации гуашей с помощью сотен кистей и фонов.
Но сфера применения гуаши не исчерпывается иллюстрацией. Многие современные художники продолжают пользоваться этой техникой. Среди самых известных из них Дэвид Хокни, который пишет гуашью портреты и пейзажи, а также прибегает к ней, создавая эскизы для больших полотен акриловыми красками. Канадец Марсель Дзама населяет свои небольшие и изысканные, весьма сюрреалистичные рисунки изображениями растений, животных и людей. Американский художник Уолтон Форд пишет гуаши больших форматов, создавая причудливые, иногда жестокие аллегории со зверями, снабжая их стилизованными рукописными комментариями.
Интересный факт
Эскиз Дэвида Хокни (который не расшвыривается своими набросками) к знаменитой картине «Бассейн с двумя фигурами», выполненный гуашью и размером примерно с лист формата А3, в 2016 году был продан с аукциона «Кристис» более чем за 2 миллиона долларов США.