История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни

Люди рисовали непрозрачными водяными красками, которые теперь называются гуашью, задолго до того, как появились другие живописные техники. Это происходило стихийно, в разных уголках мира. Порой картины создавались на пергаменте, порой — на пальмовых листьях. Многие из этих изображений сохранились спустя сотни лет.

 

История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни

 

Несмотря на то что уже с 19-го столетия термин гуашь прочно закрепился в речи для описания картин, выполненных непрозрачными водяными красками и белилами, все же пришлось дождаться 30-х годов 20-го века, когда компания Winsor&Newton начала выпускать непрозрачные водяные краски с этим названием для художников и дизайнеров.

 

Гуашь в эпоху раннего Средневековья

Конец тысячелетия, примерно 1000-й год н. э. Пройдет еще много лет, прежде чем акварель, масло и особенно акриловые краски появятся на сцене и станут популярными. Высоко в Гималаях буддийские монахи филигранно расписывают гуашью шелковые тханки — свитки с изображением будд, голодных духов или Колеса Бытия. В то же время монахи из ордена бенедиктинцев в скрипториях Пьяченцы или Монте-Кассино в Италии почти такими же красками украшают щедро иллюстрированные Библии или жизнеописания Александра Великого. Когда средневековые художники использовали непрозрачные и прозрачные водяные краски для украшения Библии или Часослова, то называлось это иллюминация. Книжные иллюстраторы того времени, главным образом монахи, были искушены не только в живописи, но также в золочении и каллиграфии. Но если оставить в стороне позолоту Келлской книги, созданной ирландскими монахами, или Библии Гутенберга, то нас, конечно, восхищают именно их великолепные гуашевые иллюстрации.

 

Гуашь в исламском мире

Исламскому книжному искусству также не были чужды водяные краски. С самых своих истоков оно пережило несколько кульминационных моментов. Множество религиозных, а также научных произведений иллюстрировали иногда реалистично, а порой, наоборот, во вполне фантастическом ключе. Самая древняя сохранившаяся книга с картинками датируется 1009 годом. Это научный трактат астронома и математика Абд аль-Рах-мана аль-Суфи. Но давайте обратимся к волшебным изображениям, выполненным гуашью в книгах персидских мастеров несколько позже. Расцвет персидской миниатюры начинается примерно в 1300 году после завоевания Багдада монголами. В это время духовный и культурный центр ислама перемещается в Табриз и Шираз. Все, что позднее приходит в исламскую миниатюрную живопись из Индии и Оттоманской империи, в значительной степени подвержено влиянию персидской традиции, берущей свое начало в этих двух городах.

 

История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни

 

Гуашь в эпоху Ренессанса

В эпоху Ренессанса гуашь, как никогда прежде, выдвигается на первый план, становясь любимой техникой для миниатюр. Ее также начинают использовать для написания больших картин на картоне, часто в качестве предварительных эскизов для масляной живописи или в виде праздничных декораций для украшения интерьеров. Но нам известно множество самостоятельных работ, написанных гуашью великими мастерами той эпохи. Возьмите хотя бы знаменитого зайца Альбрехта Дюрера из музея Альбертина в Вене, вероятно, самую прославленную гуашь на свете!

 

История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни

 

Точных документальных свидетельств не найдено, но большинство искусствоведов полагают, что оригинальный французский термин gouache происходит от итальянского слова «guazzo» (лужа, клякса). Некоторые считают, что он может быть связан с английским «wash» (стирать, мыть). Во всяком случае, ясно, что любая внушающая доверие этимология этого слова должна содержать в себе отсылку к воде. Всякий, кто углубится в поиски упоминания итальянского термина, столкнется с работами двух великих летописцев эпохи Возрождения — Джорджо Вазари и Паоло Пино.

 

Состав гуаши: пигменты, гуммиарабик и другие компоненты

 

В середине 16-го века они действительно использовали термин а guazzo для описания живописной техники, работающей с непрозрачными красками, растертыми на воде с клеем или на растительной основе. Художники oltramontani, или буквально «живущие по ту сторону гор», то есть немцы и голландцы, пользовались ею для создания пейзажей или праздничных декораций. А итальянцы, перенявшие эту технику у своих северных коллег, тем не менее, считали ее уступающей итальянской масляной живописи.

 

19 век в истории гуаши

Во времена после Дюрера люди продолжали писать гуашью, но прошли века, прежде чем эти краски стали выпускаться под современным названием и в известной нам форме. До конца 18-го столетия художники использовали водяные краски в форме «лепешки», которую они замачивали в воде, а затем тщательно растирали в подходящей емкости, например в устричной ракушке. Начиная c 1830 года вместо раковин стали использовать фарфоровые чашки. Небольшая революция произошла в 1846 году, когда Уильям Винзор, художник, получивший научное образование, и акварелист Генри Ньютон запустили производство водяных красок в металлических тюбиках.

 

А вскоре и другое важное новшество пришло из Англии, когда их же компания Winsor&Newton представила на рынке свой патентованный пигмент оксида цинка под названием «Китайский белый». Этот прекрасный стойкий цвет усилил популярность гуаши среди художников. Уильям Тернер, Питер Де Уинт, Уильям Блейк — лишь немногие из британских художников, часто экспериментировавших с акварельными красками и гуашью.

 

История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни

 

Обратив взгляд на Германию 19-го века, мы обнаружим там величайшего мастера гуаши Адольфа фон Менцеля. Этот художник исследовал окружающий мир, постоянно делая зарисовки, и до изобретения фотографии пользовался быстрой техникой гуаши, чтобы зафиксировать внезапные идеи и наблюдения. Его «Детский альбом» содержит целую серию таких изображений: городских пейзажей Берлина — родного города Менцеля, горожан, а также животных. Ловис Коринт сказал о нем: «Самых больших достижений Менцель добился в живописи гуашью... один из его величайших шедевров нашего времени врезался мне в память, это его собственная рука, держащая чашку с краской».

 

К концу 19-го века в этой технике работало все больше художников. Импрессионист Эдгар Дега экспериментировал, смешивая гуашь и пастель, Тулуз-Лотрек пошел еще дальше и начал смешивать гуашь с пастелью и маслом. В Вене гуашь стала любимой техникой эксцентричного Эгона Шиле. Он использовал ее на картинах маленьких и средних форматов. Уже отпустив модель, Шиле часто раскрашивал гуашью портреты и ню, сделанные карандашом с натуры. Марк Шагал познакомился с этими красками, будучи совсем молодым человеком, во время своего первого визита в Париж и остался верен им на протяжении всей своей жизни. Живя в очень стесненных обстоятельствах, он чувствовал себя гораздо более непринужденно, работая с недорогой гуашью. Так, Шагал нередко писал множество вариантов одного и того же сюжета водяными красками на бумаге, прежде чем перенести работу маслом на холст.

 

История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни

 

Гуашь в эпоху модерна и ар-деко

Эпоха модерна и ар-деко выдвинула на первый план многих художников, занимавшихся созданием костюмов и декораций, плакатной живописью, иллюстрацией, а также дизайном текстиля. Удобство гуаши для подобных работ очевидно: Пикассо, Ларионов и Лев Бакст пользовались ею, создавая эскизы костюмов для Русского балета Дягилева. А Жорж Лепап, Эрик и Бенито иллюстрировали гуашью обложки журнала Vogue.

 

С середины 20 века и до сегодняшних дней

Начиная с середины 20-го века, гуашь становится самой излюбленной краской иллюстраторов и художников книги во всем мире. Еще недавно Томи Унгерер и Этьен Делессер, Эрик Карл и Бинетт Шредер, Яан Таммсаар и Трауготы создавали свои прекрасные иллюстрации в этой технике. Майра Кальман, Игорь Олейников, Ребекка Дотремер, Карсон Эллис (я называю имена лишь нескольких прекрасных иллюстраторов), пользуясь гуашью, оформляют детские книги с картинками в наши дни. И каждый на свой совершенно особый манер! Сегодня, когда многие иллюстраторы работают с цифровыми технологиями, в графических программах, таких как Procreate, можно создавать виртуозные имитации гуашей с помощью сотен кистей и фонов.

 

Но сфера применения гуаши не исчерпывается иллюстрацией. Многие современные художники продолжают пользоваться этой техникой. Среди самых известных из них Дэвид Хокни, который пишет гуашью портреты и пейзажи, а также прибегает к ней, создавая эскизы для больших полотен акриловыми красками. Канадец Марсель Дзама населяет свои небольшие и изысканные, весьма сюрреалистичные рисунки изображениями растений, животных и людей. Американский художник Уолтон Форд пишет гуаши больших форматов, создавая причудливые, иногда жестокие аллегории со зверями, снабжая их стилизованными рукописными комментариями.

 

История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни

 

Интересный факт

Эскиз Дэвида Хокни (который не расшвыривается своими набросками) к знаменитой картине «Бассейн с двумя фигурами», выполненный гуашью и размером примерно с лист формата А3, в 2016 году был продан с аукциона «Кристис» более чем за 2 миллиона долларов США.

Эскиз Дэвида Хокни к картине «Бассейн с двумя фигурами»