Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

Расмотрим два вида маскировки в рисовании гуашью: маскировку резервной жидкостью и клейкой лентой. Обе подойдут к использованию и с другими видами красок.

 

Маскировка резервной жидкостью

Один из моих излюбленных приемов заключается в том, чтобы прикрыть или замаскировать отдельные части картины. Лучше всего это выходит при помощи клейкой ленты или маскирующей (резервной) жидкости. Это жидкий каучук, который при контакте с воздухом высыхает, образуя водонепроницаемую латексную пленку. Бумага, замаскированная таким способом, не может впитывать краску. Когда пленка выполнила свою задачу, ее можно снять без усилий или стереть резинкой. Это не особенно сложная техника — тем интереснее возможности, которые она предлагает. Вы сможете их оценить, когда сами испробуете этот прием. И, пожалуйста, прочтите советы по поводу некоторых тонкостей — это поможет вам сберечь кисти и оригиналы.

 

Уже в 18-м столетии художники задумывались о том, как делать резерв на бумаге. Они вырезали трафареты, готовили водоотталкивающую пасту из пчелиного воска и скипидарного масла, наносили ее, а позже удаляли с помощью черствого хлеба. Довольно сложно, если сравнивать с современными растворами из латекса.

 

Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

 

Техника маскировки всегда полна сюрпризов. Никогда в точности не предугадаешь, как именно резервная жидкость ляжет на бумагу. Так что будьте готовы к тому, что результат, который появится на свет после удаления пленки, вас слегка удивит.

 

Современные маскирующие жидкости будут особенно хороши, когда вы захотите использовать непредсказуемость гуаши. Пока отдельные части картины спрятаны под резервом, можно работать над другими фрагментами с различной текстурой, формами или брызгами. Посредством такой техники вы можете ограничить этот хаос четко определенными пустотами или внедрить в него белые «островки безопасности».

 

Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

 

Мы уже говорили о разных резервных жидкостях. Неважно, какой бренд вы выберете, основное различие всегда будет заключаться в том, используете ли вы плотную маскирующую резину с запахом аммиака, сделанную из латекса, или предпочтете жидкость без запаха. Для живописи гуашью я обычно рекомендую первый тип, потому что все маскирующие жидкости на основе латекса, как правило, можно удалить в один прием. Это избавит вас от необходимости прибегать к стирательной резинке, из-за которой краски могут смазаться. Интересно, что при маскировке жидкостью, содержащей латекс, соприкасаются два вида растительной смолы: гуммиарабик из африканской акации и гумиэластик (как еще называют латекс), получаемый из каучуковых деревьев.

 

Маскировка резервной жидкостью пошагово:

  1. Сначала нарисуйте объект карандашом. Подготовив эскиз, скопируйте его через копировальную бумагу. Если под рукой нет копировальной бумаги, можно сделать отменную копирку самостоятельно: возьмите мягкий карандаш 5В или 6В и с его помощью заштрихуйте грифелем свой эскиз с обратной стороны. Теперь переверните и сделайте прорисовку на акварельную бумагу.
  2. Теперь возьмите кисть и нанесите маскирующую жидкость. В этом примере она желтого цвета, в зависимости от бренда продаются также синяя, серая или прозрачная маскирующие жидкости. Вот что особенно важно: бумага должна быть абсолютно сухой, в противном случае засохшая пленка при удалении может вырвать полоски бумаги, что выглядит безобразно.

Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

  1. Наберитесь немного терпения и дайте маскирующей жидкости спокойно высохнуть, это не займет много времени. В зависимости от температуры в помещении и влажности, она обычно застывает примерно минут через десять. Теперь вы можете нанести первый слой краски, в нашем случае я начал с темно-коричневого оттенка.
  2. Дайте гуаши полностью высохнуть, затем последует второй слой краски. Если наклонить бумагу, краска потечет в том или ином направлении и, таким образом, повлияет на распределение пигментов. Постарайтесь не размывать нижний слой краски!

Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

 

Совет: всегда плотно закрывайте банку с маскирующей жидкостью, так как она очень быстро высыхает. Если бумага низкого качества, слишком мало время высыхания, или пленка неправильно удалена, можно повредить произведение — например, могут оторваться волокна или целые фрагменты! Чем лучше бумага (в идеале — хорошо желатинированные сорта из хлопка), тем меньше вы рискуете при завершении работы оторвать вместе с пленкой бумагу.

 

  1. После высыхания можно нанести другой (в данном случае — синий) слой краски с помощью лессировки. Так может продолжаться до тех пор, пока вы не положите примерно четыре или пять слоев. Больше — будет сложнее, так как потом вы вряд ли сумеете избежать размывания верхних слоев.
  2. Если цвета получились такими, как вам хотелось, можно начинать снимать маскирующую пленку. Теперь вы сможете увидеть, в чем разница между маскирующей резиной с содержанием аммиака и без. По существу, первую можно удалить одним движением, зацепившись за край, как показано на иллюстрации. Резерв же без аммиака не удаляется без помощи стирательной резинки.

Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

  1. Теперь картинка снова обнажена, остатки маскирующей пленки и предварительный рисунок почищены стирательной резинкой. Можно переходить к завершающим работам. Не хватает только самого главного, а именно — деталей. У рыбы уже есть тело, но еще нет «лица». Значит, им мы и займемся.
  2. С помощью светлого синего добавляем к рыбьей голове несколько бликов, а также прорисовываем плавники. В смысле выразительности очень важны глаза и рот, детально прорабатываем их тонкой кисточкой, например, размера № 3. В какой-то момент все становится на свои места, и картинка готова.

Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

 

Совет: важная деталь при работе с резервной жидкостью, если вы не хотите, чтобы кисть сразу же склеилась. Поставьте рядом с планшетом крепкий мыльный раствор (отлично подойдет жидкость для мытья посуды, разведенная с водой в пропорции 1:5). Промывайте кисть каждые 30-40 секунд. Тогда есть шанс, что ваш инструмент переживет процедуру маскировки и в какой-то момент вы снова сможете им воспользоваться.

 

Маскировка клейкой лентой

Любая интересная работа обладает внутренним напряжением. Оно возникает, когда вам удается сочетать противоположности в одном произведении. Для этого пригодится такая техника маскировки, она позволяет создавать жесткие геометрические формы на фоне мягкой текучей текстуры внутри этих форм.

 

Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой

 

Маскировка клейкой лентой — относительно несложное занятие: вам не нужно ничего, кроме самой клейкой ленты и резака. Можно начать с коричневой упаковочной ленты или с прозрачной клейкой ленты, либо поэкспериментировать с пленкой для аэрографии или с пленками для профессиональной окраски машин. Также существуют клейкие ленты, специально предназначенные для маскировки. Например, очень хороша лента марки Nichiban. Эта техника особенно хороша, если вы хотите изобразить ясно очерченные геометрические формы. Так как если с помощью маскирующей жидкости создаются мягкие и неравномерные контуры, то строго очерченные контуры изображения, замаскированного клейкой лентой, смотрятся почти как коллаж.

 

Поскольку доступно бесчисленное множество разных видов бумаги и клейкой ленты, нельзя ожидать, что они будут идеально работать в любой комбинации. С одной стороны, лента должна быть достаточно клейкой, чтобы под нее не затекали вода и краска. С другой стороны, важно, чтобы при удалении ленты от бумаги не отрывались полоски, а фон оставался нетронутым. Поэтому проверьте, насколько крепко клеится лента к бумаге и достаточно ли прочна бумага, чтобы сохраниться после удаления ленты. По опыту знаю, что хорошо желатинизированная тряпичная бумага марки Arches легко переносит любую маскировку.

 

Совет: в зависимости от толщины ленты, разрезая ее, вы, возможно, сделаете более или менее глубокие надрезы на бумаге. Ничего страшного! Требуется некоторая чуткость, чтобы научиться аккуратно разрезать ленту. Прежде чем начать, попытайтесь понять, как сильно нужно давить на нож, чтобы избежать повреждения бумаги.

 

Маскировка клейкой лентой пошагово:

  1. Сначала сделайте карандашный эскиз прямо на бумаге. Затем заклейте изображение клейкой лентой так, чтобы она перекрывала его по крайней мере на три-четыре сантиметра. Если вы собираетесь сильно брызгать и использовать много воды, я бы заклеил весь лист целиком!
  2. Так как обычно клейкая лента не слишком толстая, предварительный рисунок, вероятно, будет через нее просвечивать. Теперь возьмите нож или резак и вырежьте очертания листа. Затем аккуратно снимите клейкую ленту.
  3. На следующем этапе нанесите первый слой краски. На иллюстрации это коричневая сепия. Воспользуйтесь плоской или круглой кистью среднего размера с мягким ворсом, начиная примерно с № 10.

Маскировка клейкой лентой пошагово

 

Совет: техника маскировки клейкой лентой приводит к отличному результату, если вы клеите ее на белой бумаге. К сожалению, очень сложно сделать то же самое на уже покрытом краской фоне. Если лента приклеится недостаточно плотно, то краска будет затекать под нее, а если приклеится слишком сильно, то очень велика вероятность, что при удалении лента оторвет элементы фона. Если вы все же рискнете и попробуете, рекомендую вам использовать небольшое количество воды, и еще — найдите самоклеящуюся ленту понежнее.

 

  1. Дайте просохнуть первому слою краски и нанесите следующие слои кисточкой поменьше, например размера № 6. Убедитесь, что первый слой не закрашен полностью. Также проверьте, не отклеилась ли еще лента.
  2. Теперь наступает момент истины: мы отклеиваем ленту! Только сейчас вы увидите, какими получились контуры и где их нужно доработать. Возьмите в руку ластик и удалите все видимые следы рисунка.
  3. В качестве завершающего штриха работе нужно придать глубину и подчеркнуть бликами ключевые моменты. Не пытайтесь «навести красоту», перекрасить случайно возникшие узоры и неровности — они придают работе характер. Отложите кисть в сторонку — и чем раньше, тем лучше!

Маскировка клейкой лентой пошагово