Рисование людей гуашью и пошаговое изображение лица человека
Люди — это социальные существа. Всю жизнь, начиная с роддома и заканчивая могилой, мы проводим в окружении собратьев по виду. Их лица магическим образом притягивают нас, а умение считывать чужое настроение является порой жизненно необходимым. Не случайно природа пожелала, чтобы лица стали первым, что узнает новорожденный. Через двенадцать дней после появления на свет младенец уже способен воспринимать и имитировать разные выражения лица.
Мы живем в тесном общении с семьей, соседями, друзьями и коллегами. Мы окружены их настроениями, историями и — великим множеством лиц. Поэтому трудно отыскать иной объект, такой же сложный и противоречивый, как лицо. Если вы порой, когда вас просят быстро нарисовать чей-нибудь портрет, слегка волнуетесь, то стыдиться тут нечего. Предметы, животные или пейзажи, как правило, молча позируют, не смущая нас никакими ожиданиями. А вот люди, наоборот, ожидают от портрета и сходства, и возможности заглянуть в их прекрасную душу. И обижаются, если у художника не все выходит гладко.
Попытайтесь придать своим героям больше выразительности посредством редукции. Например, вы можете решить, каким образом человек, которого вы хотите нарисовать, проявляет свои чувства:
- а) выражением лица;
- б) помощью языка тела и жестов.
Вы обнаружите, что отсутствующее выражение лица еще сильнее подчеркнет интересную позу. И наоборот, что написанные на лице сильные эмоции вовсе не обязательно должны подкрепляться жестикуляцией или языком тела.
При создании гуашевых портретов людей можно использовать разные приемы. Когда важны четкость и графичность, я бы прибег к матовой живописи и «сухой кисти». Возможно, вырезал бы трафареты и ограничил свою палитру. Для более спонтанного подхода хороши техника «по-мокрому» и работа от среднего тона к темному и светлому. Если вы предпочитаете более реалистичную манеру, можно, не торопясь, написать лицо, начиная с темного фона, и проложить несколько слоев от темного к светлому. На картинке выше вы увидите разнообразные примеры того, как это выглядит на практике.
Еще одна старая хитрость достойна того, чтобы о ней упомянули. Если вы точно не знаете, как выглядит часть тела в определенной позе, или не уверены в выражении лица, сначала нарисуйте себя. Возьмите зеркало, сымитируйте нужное выражение и набросайте его. Это гораздо практичнее, чем листать учебник анатомии или докучать друзьям просьбами попозировать.
Прежде чем начать писать чей-то портрет гуашью, я рекомендую взять в руки скетчбук и карандаши. Очень вероятно, что кое-какие интересные открытия пройдут мимо, если вы сразу же схватитесь за краски и приметесь писать. Сначала постарайтесь с карандашом в руке понаблюдать за человеком, которого собираетесь рисовать. За счет постоянного вглядывания в модель при рисовании, лицо будет мало-помалу «раскрываться». Пока я зарисовываю модель, мне часто в голову приходят идеи, которые потом перетекают в живопись. А чтобы самому иметь ориентир и не запутаться, я придумал себе одну уловку. Я пытаюсь выразить в словах, назвать то, что чувствую, глядя на человека. Выглядит ли портретируемый унылым? Или мечтательным? Удивленным? Веселым и возбужденным? И, найдя верную характеристику, тут же начинаю ее рисовать!
Пошаговое рисование лица человека гуашью:
- Проложите силуэт темным тоном. Очертания должны быть выразительными, но постарайтесь, чтобы первый слой краски был потоньше!
- Возьмите оттенок посветлее, смешанный с белилами, и начинайте начерно моделировать черты лица. Достаточно будет на этом этапе обозначить примерное положение рта, носа и глаз.
- Следующим слоем краски покройте как светлую, так и затененную стороны лица. Оставьте нетронутыми только самые темные места. Слишком большая аккуратность на этом этапе пока не требуется!
- Каждый новый слой краски должен просохнуть. К следующему слою лессировки добавьте побольше белого. Поскольку белила делают цвета чуть-чуть холоднее, добавьте немного теплого цвета, скажем, желтого.
- Теперь начинайте работать с деталями, морщинами или веками, придавая лицу больше экспрессии. Складки и ямочки сначала окрашивайте темной краской, а потом выделяйте светлым.
- Теперь переходите к ключевым деталям, таким как глаза, красные щечки и нос. Проследите за тем, чтобы придать лицу четкость и характер.
Не старайтесь тщательно прорабатывать каждый квадратный сантиметр лица. Иногда то, что мы опускаем, расскажет больше, чем чрезмерный натурализм. Не забывайте, что глаз зрителя быстро добавит недостающее.