Техники и приемы в рисовании гуашью

Остановимся на перечне техник и приемов в рисовании гуашью, позволяющих улучшить навыки рисования. Рассмотрим такие техники, как монотипия, "сухая кисть", распыление и смывка.

 

Содержание

  1. Техника «сухой кисти»
  2. Техника смывки (редукции цвета)
  3. Техника распыления
  4. Монотипия

Техника «сухой кисти»

Другая техника, часто используемая и в акриловой живописи, — это так называемая «сухая кисть». Краска наносится слоями так, что текстура бумаги остается видимой. Работая в этой технике, обмакивайте кисть в чуть смоченную гуашь. Самое важное заключается в том, чтобы брать как можно меньше воды дополнительно. Удалите лишнюю краску с кисти, промокнув ее бумажным полотенцем или тряпкой, так чтобы кисть осталась заполненной примерно на треть. Теперь можно писать быстрыми мазками поверх бумаги.

 

Техника «сухой кисти»

 

Применяя эту технику, вы сможете избежать размывания нижних слоев краски. Главное — постараться работать действительно сухой кистью, добавляя по возможности как можно меньше воды. Важно наносить краску твердой рукой, а не размазывать ее туда-сюда по одному и тому же месту. Чем гуще краска, тем прочнее должен быть ворс кисти. Поэтому рекомендую вам использовать кисти из щетины, а не из колонка, особенно для работ среднего и большого размера. Приберегите колонковые кисточки для деталей и тонких лессировок!

 

Техника смывки (редукции цвета)

Одно из важнейших свойств гуаши — это то, что краска даже после высыхания остается водорастворимой. Именно это часто считается ее недостатком. Потому что, когда вы накладываете краску в несколько слоев, с каждым новым разом становится все труднее не размыть уже написанное. Только не отчаивайтесь! В том, что вначале кажется препятствием, и заключается преимущество этих красок. Ведь благодаря именно этому свойству, почти всегда можно исправить неудачные фрагменты. Просто намочите их и промокните бумажным полотенцем. Ну а раз уж таким способом можно исправлять рисунок, кто вам сказал, что смывку нельзя применить при его создании?

 

Вот как выглядит первый вид применения техники редукции цвета (так иначе называется смывка), которой лично я часто пользуюсь. Когда пишешь от темного к светлому, блики на более темные слои краски можно наносить белилами. То, как это делается, описано в разделе «В одном темном-темном городе...». Но так же можно смочить темную краску и промакивать ее до тех пор, пока снова не станет просвечивать бумага! Такая тактика предполагает, что, создавая изображение, вы держите в уме, что позднее вы смоете отдельные фрагменты. То есть, таким образом, вы делаете два шага вперед и шаг назад.

 

Можно также использовать технику смывки для подготовки фона. В этом случае многое зависит от того, на какой поверхности вы работаете, так как большое значение для результата имеют текстура и качество бумаги. Сначала наносится одноцветный фон. Затем, прежде чем краска полностью высохнет, нужно пройтись по нему хлопковой тряпицей и удалить краску так, чтобы показалась бумага.

 

Техника смывки (редукции цвета)

На картине с вороном черный фон был тщательно смочен водой, которую я затем аккуратно промакивал до тех пор, пока на крыльях, голове и клюве не появился темно-серый цвет. После этого я проложил еще более светлые акценты сине-серого цвета.

 

Одним из пионеров техник редукции цвета был, несомненно, Уильям Тернер. В то время как в начале 19-го века его современники писали бесконечными лессировками, пытаясь переплюнуть друг друга в аккуратности, он разрабатывал собственные эксцентричные методы. Тернер погружал свои картины в воду, смывал краски губкой или соскребал ногтем большого пальца.

 

Вы можете попробовать все эти приемы и поэкспериментировать с ними. Результат в огромной степени будет зависеть от силы нажима при смывании краски или, например, от того, используете ли вы старую тряпку или бумажные полотенца.

 

Техника смывки (редукции цвета)

Придумайте другие инструменты для удаления краски с бумаги. Если бумага достаточно прочная, попробуйте бритвенное лезвие. Краску также можно удалить стирательной резинкой. Используйте наждачную бумагу, пемзу, потрите картину о стену — для вашей фантазии не должно быть границ.

 

Техники и приемы в рисовании гуашью

На этой картинке с Синдбадом и птицей Рух коричневая сепия на теле птицы была слегка размыта, а затем удалена сухой кисточкой. Холодный серый цвет гор внизу также был смыт таким образом, чтобы сквозь него снова засиял желтый фон.

 

Техника распыления

Чем дальше вы продвинетесь в постижении приемов работы с гуашью, тем яснее перед вами будет открываться «необузданная» сторона ее характера. Те же краски, что прекрасно подойдут для детализированных иллюстраций небольшого размера или миниатюр, ведут себя просто бесподобно, если их разбрызгать, разлить или нанести любым другим неаккуратным способом.

 

Как именно? На первый взгляд кажется, что разбрызгивать краски просто, но тут требуется практика. Сначала попробуйте окунуть большую кисть в краску и широким жестом пройдитесь по бумаге. Потеки и брызги напомнят вам картины Джексона Поллока. А вот и другой полезный инструмент для распыления — старая зубная щетка. Немного потренировавшись, вы скоро научитесь создавать вполне ровные структуры. Получившиеся брызги будут походить на следы от слегка засорившегося аэрографа (если вы еще помните, что это такое).

 

Опробовав эти методы, осмотритесь вокруг — все, что покажется годным для создания интересных текстур, будь то путем распыления, промакивания, махания и т. д., можно взять на вооружение. Попробуйте, например, веточки, нитки или мятую бумагу.

 

Техники и приемы в рисовании гуашью

Совет: как бы прекрасны ни были абстрактные пятна, обычно очень выигрышным оказывается сочетание случайных форм или брызг с точно проработанными деталями. Поэтому я не советую вам применять эти приемы по отдельности. Возможно, вам понравится комбинация техники разбрызгивания с маскировкой отдельных фрагментов картины. О том как работает маскировка читайте здесь.

 

Монотипия

Монотипия — это забавная техника, которая обычно считается не очень подходящей для гуаши. Чаще для нее берут масляные или типографские краски. Но если вы хотите добиться быстрого результата или вам нужны интересные фоны для коллажей, то можно легко переключиться на гуашь. Для монотипии помимо красок и кистей вам потребуется стекло или металлическая пластина. Нанесите на него тонкий слой краски. Затем положите лист бумаги на мокрую краску и слегка прижмите его ладонью. На бумаге останутся полосы и разводы, их характер в значительной степени будет зависеть от того, насколько мокрой или густой была краска на стекле. Потребуется не слишком много времени, чтобы дождаться отпечатка, поскольку гуашевые краски высыхают очень быстро.

 

Монотипия: техники и приемы в рисовании гуашью

 

Можно сделать только один или два оттиска (которые будут совершенно идентичными) — поэтому техника и называется «монотипией», то есть единичным отпечатком. Если у вас нет под рукой стекла (при необходимости достаточно вынуть стекло из рамы, висящей на стене фотографии), можно использовать другую поверхность. Важно, чтобы доска не впитывала воду, как, например, лакированное дерево или ламинированный картон. В крайнем случае, подойдет даже пластиковая пленка.

 

Гуашевые монотипии открывают широкие возможности. Можно вырезать разные формы из окрашенной таким образом бумаги и создать коллаж. В этой технике работают многие иллюстраторы, например, американец Эрик Карл.