Как нарисовать голову и лицо человека
В этой статье остановимся на том, как нарисовать голову и лицо человека. Рассмотрим основные правила и ошибки изображения.
Искаженные черты лица
Рисунок головы и лица может показаться непосильной задачей. Существует ряд правил, которые позволяют нарисовать голову анфас на основе вертикальных и горизонтальных линий, помогающих верно расположить различные элементы лица на бумаге. Однако, если нужно изобразить голову под наклоном, многие художники теряются и начинают искажать модель, портя свою работу.
Ошибка
Искажения на рисунке возникают потому, что художник (хоть голова и находится под наклоном) располагает элементы рисунка уже знакомым ему образом: ровно и параллельно краям бумаги. Он неверно проводит линию, которая задает высоту глаз, носа и рта по отношению к центральной оси, разделяющей лицо модели на две половины.
Если голова находится под наклоном, то точно так же нужно построить и линии, определяющие положение различных элементов лица. Но некоторые художники делают это неверно, в результате чего рисунок сильно искажается.
- (А) Линия глаз недостаточно наклонена. Из-за этого художник неправильно расположил их на лице и исказил их форму.
- (В) Форма головы искажена. Художник нарисовал левую часть лба крупнее, пытаясь компенсировать неверное положение глаз.
- (С) Наклон рта не соответствует наклону линии глаз и носа.
- (D) Волосы прорисованы слишком упрощенно, при помощи наложенных друг на друга линейных штрихов. Художник никак не обозначает ни переходы одних тонов в другие, ни более светлые участки, из-за чего результат получился чересчур однородным.
Решение
Чтобы правильно нарисовать лицо, сначала нужно построить вертикальную ось, которая будет делить его на две половины. Затем под углом в девяносто градусов по отношению к ней необходимо нанести горизонтальные линии, задающие положение глаз, носа и рта. Если голова модели наклонена, то наша вертикальная ось тоже должна быть под наклоном. При этом угол пересечения между ней и горизонтальными линиями так и должен оставаться прямым.
Перед началом работы над рисунком нужно наметить положение элементов лица. Достаточно лишь нескольких штрихов, выполненных боковой частью угольной палочки.
- (А) Черты лица следует прорисовывать очень аккуратно. Не подчеркивайте их контуры интенсивными и толстыми линиями. Пусть тени и контрасты придадут им объем и выделят их на изображении.
- (В) Контур лица плавно и без каких-либо выпуклостей идет ото лба к подбородку.
- (С) Прежде чем приступить к детальной прорисовке рта, нужно построить тени. Необходимо нанести на шее широкий слой угля и затем смешать тона при помощи палочки для растушевки.
- (D) Для изображения волос используются интенсивные штрихи, которые позволяют передать их объем без необходимости прорисовывать каждый волосок по отдельности. Благодаря компактным тонам впоследствии можно без каких-либо усилий обозначить отблески или блики при помощи инструмента для стирания.
Стереотипное изображение элементов лица
Основная ошибка художников, приступающих к созданию портрета, заключается в том, что они часто отдаются во власть существующих изобразительных стереотипов, которые портят рисунок и не позволяют увидеть действительные отличительные особенности модели.
Ошибка
Художники изображают элементы лица упрощенно и шаблонно. Они используют готовые шаблоны и стереотипы, вместо того чтобы должным образом изучить каждую делать модели. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки.
- Профиль лица получился слишком плоским, хотя должен иметь не столь упорядоченную и более изогнутую форму. Рот на рисунке практически не выделяется. Он ограничен контурной линией. Волосы проработаны плохо. Они нарисованы наложенными друг на друга штрихами.
- Уши изображены монолитно, что лишь отдаленно напоминает их реальный внешний вид. Слуховой проход практически не прорисован, художник недостаточно проработал тени и форму.
- Глаза имеют миндалевидную форму, которая задается при помощи толстых замкнутых линий. Радужная оболочка изображена целиком, ресницы прорисованы практически волосок к волоску, а форма бровей не задана. Одним словом, глаза лишены экспрессии.
- Наиболее серьезная ошибка при изображении носа — обозначать его контур при помощи линии. Чтобы выстраивать форму этой части лица, нужно использовать штриховку. Ноздри выполнены плохо, им не хватает объема.
- Рот выглядит самостоятельным, изолированным элементом, ограниченным чересчур выраженной контурной линией, которая слишком сильно подчеркивает его форму и не дает ему гармонично сочетаться с остальными элементами лица.
Решение
Чтобы правильно выполнить рисунок лица, необходимо отказаться от стереотипов и внимательно изучить все его элементы. В особенности это касается глаз и рта, потому что эти части — самые выразительные — в наибольшей степени характеризуют человека.
- На данном рисунке профиль выполнен с использованием изогнутых линий. В особенности это прослеживается по форме носа и более объемным губам. Глаза в профиль имеют сферическую форму; несколько легких штрихов позволяют передать пышность волос.
- Глазам придана неравномерная форма. Изгибы в их верхней и нижней частях отличаются; радужная оболочка изображена лишь частично, потому что полностью ее никогда не видно. Ресницы и брови выполнены штрихами, указывающими направление роста волосинок.
- Форма уха передается штриховками разной интенсивности. Благодаря этому становится возможным обозначить рельеф уха. При помощи легкой штриховки художник очень детально переносит на бумагу объемную форму всего уха.
- Использование линий допускается только в основании, сама же форма носа обозначается штриховкой с градацией тонов. Это позволяет подчеркнуть на лице нос. Грамотно смоделированные тени придают объемный эффект кончику носа и ноздрям.
- Контур рта задается при помощи штриховки. Верхняя губа выглядит объемнее и нарисована с использованием более богатой гаммы тонов. Будут ли губы выглядеть более или менее пухлыми, зависит от градаций тонов, которые создают эффект объема.