Рисунок, как часть трехмерного пространства
Сегодня двумерное пространство изображения выступает в роли одного из составных элементов общей, более сложной композиции. Следуя такому принципу, художники пытаются найти новые способы воздействовать на основу рисунка и представлять ее зрителю. Рисунок претерпел значительные изменения и подстроился под характерные для современного искусства тенденции, например, авторы сейчас стремятся добавить в свои работы объем и рельеф, которые мы привыкли видеть лишь в скульптурах. Как следствие, под влиянием восточных мотивов и новых техник переплета многие художники создают рисунки, согнутые в форме гармошки («баобей» и «сянь»). Благодаря сгибам и складкам работа приобретает зигзагообразный вид и напоминает своего рода раскладную скульптуру. Давайте посмотрим, как художница Понс Тельо реализует эту идею на практике.
- Прототипом рисунка послужил простенький набросок городского пейзажа. Сгибаем лист бумаги несколько раз, чтобы придать ему форму гармошки.
- Перед началом работы нужно сделать несколько зарисовок на разных видах бумаги, отличающихся по цвету, плотности и степени шероховатости. Так мы сможем подобрать наиболее подходящие для нашего эксперимента инструменты и основу.
- В конце концов, мы выбрали толстую и плотную бумагу белого цвета, на которой сгибы будут хорошо держаться. На одном из концов листа делаем пробную зарисовку при помощи различных красок, маркеров, а также угольных и сангиновых карандашей, чтобы посмотреть, как эти материалы ложатся на бумагу.
- Поскольку все вопросы организационного характера решены, можно приступать к работе. Рисуем на листе очень длинного формата. Для начала намечаем изображение при помощи черного карандаша Конте.
- Тонкими линейными штрихами в общих чертах намечаем форму зданий, определяющих архитектурный облик города. Лист бумаги очень длинный и при работе будет смещаться, поэтому его нужно придерживать одной рукой.
- Выполняем штриховку черным карандашом Конте и мелом цвета охры. Она получилась очень легкой и не создает сильных контрастов, поэтому на рисунке преобладает лишь один цвет.
Рисунок в форме гармошки
Одна из наиболее любопытных особенностей формата гармошки заключается в том, что рисунок должен быть очень длинным, ведь визуально он уменьшится в размере, когда мы согнем лист бумаги. Эта техника позволит создать рельефную, объемную работу, благодаря форме которой на поверхности возникнут тени и пустые пространства. Она будет очень эффектно смотреться, если повесить ее на стену или иным способом представить зрителю.
- По мере того как мы добавляем на рисунок штриховку, мы ее растушевываем. Здания должны выглядеть несколько иллюзорно и гармонично смотреться на фоне неба и воды, в которой виднеется их отражение.
- Белой пастелью наносим блики. Бумага у нас мелкозернистая, но белый цвет на нее ложится хорошо.
- На одну из частей листа наносим фиолетовую акварель, сильно разведенную в воде. Для этого используем кисть-губку.
- Чтобы привнести разнообразия в рисунок, на его последнем фрагменте обрезаем бумагу по верхнему контуру зданий.
- И наконец, придаем рисунку форму гармошки. При помощи угольника мы сможем сделать сгибы под углом 90°.
- Осталось лишь повесить рисунок на стену. Сделав это, мы убедимся в художественном потенциале сгибов и увидим, как отбрасываемая бумагой тень дополняет изображение. В результате работа у нас получилась довольно простая, но очень зрелищная.