Экспрессионистский рисунок с искаженными фигурами людей
В современном рисунке набирает обороты тенденция к экспрессии, которая для многих художников служит немаловажным источником вдохновения. Благодаря этому они могут по-новому взглянуть на натуралистичный рисунок и обогатить его необычными и дерзкими решениями. Его основная идея такова: при помощи мощных штрихов и цветовых пятен создавать эмоциональные изображения и воспроизводить модель интуитивно, концентрируясь на экспрессивной силе рисунка, а не на проработке анатомических деталей. Этот эксперимент был проведен Габриэлем Мартином, и его цель заключается в том, чтобы добиться максимального воздействия на чувства зрителя. Для этого художник искажает фигуры при помощи ярко выраженных штрихов и сильных светотеневых контрастов, а также оставляет некоторые участки рисунка незаконченными или выполняет их небрежно, используя сильно разбавленные в воде краски. Выполняя этот эксперимент, художник воспользовался акварелью, черной анилиновой краской, сангиной, черным мелом, графитовым карандашом и белой пастелью.
- В качестве прототипа для рисунка мы возьмем изображение, на котором показаны три женщины в непринужденной обстановке. Лучи солнца на них падают через кроны деревьев, благодаря чему возникают резкие контрасты света и тени.
- Сначала наносим на бумагу сильно разбавленную в воде акварель. Для этого воспользуемся широкой кистью с мягким ворсом.
- Далее, пока бумага еще влажная, берем разбавленную в воде фиолетовую и терракотовую краску, смешиваем эти два цвета без какого-либо системного принципа и наносим на бумагу. Делаем два-три движения кисточкой, чтобы оставить на поверхности несколько брызг.
- После того как бумага полностью высохнет, мы очень схематично размечаем все три фигуры графитовым карандашом. Использовать нужно линейные штрихи, чтобы просто обозначить контуры.
- Теперь в ход идет анилиновая краска черного цвета. С ее помощью мы добьемся резких контрастов и сможем придать рисунку эмоциональную и экспрессивную силу. При изображении человеческих фигур нужно стремиться передать не столько их анатомические особенности, сколько сам типаж.
- Затем мы накладываем штрихи черным мелом, сильно на него надавливая. Так мы сможем разнообразить статичные тени, полученные при помощи темной краски.
- Мелом мы прорабатываем средние тона, то есть тени на одежде. Растушевываем штрихи пальцами, чтобы придать изображению размытый и неточный вид.
- В завершение работы над средними тонами накладываем штрихи сангиной. Так мы добавим цветового разнообразия и привнесем теплые тона в рисунок, в котором преобладают вариации серого цвета.
- Белой пастелью наносим блики. Ее мы используем также, чтобы устранить границы между участками с разными тонами и сделать контуры более размытыми. Затем при помощи карандаша Конте придаем окончательную форму теням на лице и руках.
- Теперь мы снова воспользуемся краской (на этот раз разбавленной в воде акварелью серого цвета), чтобы полностью размыть лицо стоящей слева фигуры и исказить реальность посредством клякс, небрежных мазков и резких контрастов.
- Последние детали дорабатываем пастелью: подчеркиваем контур головы, а также накладываем закругленные равномерные штрихи. Готовый рисунок по формальным признакам напоминает работы немецких экспрессионистов начала XX века, а определенная небрежность роднит его с произведениями трансавангардистов конца этого столетия.
- Советуем вам поупражняться в такой неоэкспрессионистской технике, для этого можете попытаться рисовать лица, используя только уголь и белую пастель. Результат у вас получится жутковатый, с резкими контрастами и чем-то будет напоминать африканские маски.