Штриховка в обозначении формы и объема предметов
Одних лишь линий, какими бы они толстыми ни были, недостаточно, чтобы передать объем предметов и обозначить их форму. В учебниках по рисованию для этого чаще всего рекомендуют использовать штриховку. Накладывать ее нужно медленно, постепенно, а чтобы в полной мере овладеть данной техникой, потребуется немало времени.
Содержание
- Обозначение формы предмета линиями
- Объемность предметов и недостаточная штриховка
- Трехмерность и осязаемость
Обозначение формы предмета линиями
Ошибка
Не зная, какую роль должна играть штриховка в обозначении объема на этом рисунке, начинающий художник вместо полутонов (с помощью которых и должна строиться тень) воспользовался толстыми и темными линиями, подчеркивающими контуры предмета, как будто он сделан из свинцового стекла. Тени и переходы от светлых к затененным участкам практически не проработаны.
- (А) Контур каждого звена зачем-то выделен толстыми линиями, которые по задумке художника должны были придать рисунку массивный вид. Однако они лишь препятствуют передаче объема.
- (В) Некоторые тени построены при помощи линейных штрихов, которые не придают округлости различным элементам и не передают особенностей формы поверхности.
- (С) Художник не смог обозначить переход света в тень, из-за чего рисунок получился неясным. Участки, покрытые сероватым цветом, выстраиваются при помощи темных, расположенных блоками теней с чересчур выраженными контурами.
Решение
Необходимо перестать воспринимать тени как элементы рисунка с однородными тонами и явными, точно обозначенными контурами. На примере этой модели мы наблюдаем ровно противоположный эффект. У теней не всегда есть четкие формы, и часто мы не можем с уверенностью сказать, где они начинаются и заканчиваются.
Не нужно обозначать контуры предметов интенсивными линиями. Форму и контуры предметов нужно обозначать только посредством штриховки. Так можно будет избавиться от линии, маркирующей границы модели.
- (А) Набросок нужно выполнять тонкими линиями. Это облегчит построение теней и позволит избежать слишком выраженных контуров.
- (В) Плавный переход тонов играет ключевую роль в передаче рельефности звеньев цепи. Тонкие светлые линии с обеих сторон показывают, как от металлической поверхности отражается свет.
- (С) Внутри звена наиболее густые тени сильно контрастируют с освещенными областями, в то время как на внешней части звена интенсивность оттенков снижается.
- (D) При необходимости нужно сильнее надавливать на карандаш. Штрихи получатся более насыщенными, если его кончик хорошо заточен.
Объемность предметов и недостаточная штриховка
Сейчас мы рассмотрим проблему противоположную чрезмерно темной штриховке, а именно, практически полное отсутствие штриховки в рисунке. Многие художники боятся использовать в своих рисунках насыщенные оттенки и не могут добиться полной гаммы различных вариаций серого цвета, потому что они не решаются пойти дальше начальной стадии штриховки или не в состоянии различить выраженные контрасты в самой модели.
Ошибка
По своей сути рисунки со слабой штриховкой выглядят плоско, главная роль на них отходит линиям. Контрасты получаются едва различимыми, что, в свою очередь, не позволяет передать эффект объемности предметов. Штриховка лишь слабо намечена, и складывается впечатление, что это, скорее, набросок, отразивший общую задумку художника, нежели готовая работа.
- (А) Штриховка едва обозначена на некоторых участках лица и тюрбана. Она получилась слишком легкой и практически не контрастирует с другими частями рисунка.
- (В) Из-за отсутствия четкой штриховки главную роль берут на себя линии, которые «захватывают» весь рисунок.
- (С) Художник пытался сделать тени в области контура более интенсивными при помощи толстых и выраженных линий, однако общую ситуацию это решение никак не меняет.
Решение
Перед нами откроется много способов улучшить качество штриховки, если выполнять рисунок мы будем мелом разных цветов на цветной основе. При этом каждый цвет будет использоваться с определенной функцией: для создания света, средних или же наиболее темных оттенков. Нужно лишь нанести каждый цвет на соответствующие участки рисунка, а затем обеспечить переходы между ними, чтобы они воспринимались как единое целое.
Благодаря цветной основе художник может добиться значительного качественного результата и заодно избавиться от страха перед интенсивной штриховкой.
- (А) Для изображения модели используется меловой карандаш темно-коричневого цвета. С его помощью нужно нанести основные линии и построить наиболее насыщенные тени.
- (В) Желтым мелом прорабатываются тени средней интенсивности. Штриховка очень мягкая и позволяет различить синий цвет основы в просветах между отдельными штрихами.
- (С) Белый мел наносится только в некоторых местах, чтобы обозначить блики. Они представляют собой наиболее освещенные части рисунка и благодаря контрасту придают натуралистичный вид темным теням.
Трехмерность и осязаемость
Благодаря штриховке любой предмет выглядит более убедительно и осязаемо и зрителю становится легче его воспринимать. Эффект трехмерности можно создать при помощи простой тени. Она подстраивается под предмет и позволяет добиться наибольшей натуралистичности изображения. Эти выполненные углем работы послужат вам отличным ориентиром для практики.
На этом рисунке свет падает сбоку, поэтому тень появляется с той стороны каждого предмета, которая остается неосвещенной. Объемность форм передается при помощи градации тонов. Освещенные участки художница оставила нетронутыми, чтобы добиться максимального эффекта от тени. Так она создала сильный контраст между светом и тенью, благодаря которому изображение получается в высшей степени убедительным. Работа Марты Бермехо Тейшидор.
Если мы изображаем человека, то один из наиболее эффективных способов штриховки — построение света и тени при помощи различных оттенков серого цвета с использованием техники сухого рисования углем. Этот инструмент позволяет строить тени на обширных участках бумаги благодаря растушевке и осветлять некоторые области при помощи ваты. Работа Мерче Гаспар.