Штриховка в передаче текстур предметов

Чтобы правильно передать текстуру предметов, очень важно знать, в каком направлении и с какой интенсивностью нужно накладывать штрихи в каждом конкретном случае.

 

Содержание

  1. Штриховка блоками
  2. Штриховка на драпировках
  3. Неестественные складки материи
  4. Однообразные текстуры и чрезмерная детализация

Текстура представляет вариации в высоте и расположении различных элементов, составляющих поверхность предмета. На двумерном рисунке ее можно передать при помощи абстрактного изображения одного шаблона, который повторяется на всей поверхности, позволяя нам сформировать представление о тактильных особенностях предмета. Обычно, чтобы подчеркнуть текстуру, используется штриховка, она позволяет точно раскрыть все разнообразие освещения любой поверхности, будь то зернистой, шероховатой, рифленой или складчатой. Давайте рассмотрим две работы, выполненные графитовым карандашом, которые иллюстрируют различные способы воссоздания текстуры.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Можно использовать резинку или карандаш с ластиком, чтобы выводить линейные штрихи на предварительно заштрихованной поверхности бумаги. Таким образом, не следует считать, что резинка предназначена исключительно для стирания; она прекрасный инструмент для передачи текстуры. В данном случае речь идет о текстуре растительности и соломы на первом плане. Работа Эстер Льодет.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Объем и текстура этого натюрморта подчеркиваются резкими контрастами, возникающими в результате игры света и тени. Для передачи текстуры мандарина используются вариации оттенков серого цвета, в то время как корзина выполнена посредством повтора одного и того же шаблона, придающего ей характерный внешний вид. Работа Габриэля Мартина.

 

Штриховка блоками

Проработка текстуры всегда вызывает сложности, особенно если при рисовании использовать блоки линейных штрихов.

 

Ошибка

Нарисовать эту модель, состоящую из нескольких грибов, не так уж и просто. Чтобы подчеркнуть формы предметов и выделить их на фоне заднего плана, необходимо добиться верной передачи светотени и эффекта объемности, а для этого, в свою очередь, нужно тщательно проработать текстуры. Давайте разберем, какие ошибки допустил художник в данном случае.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Обратите внимание на некоторые графические ресурсы и неверное использование блоков штриховки.

 

  • (А) Листья на рисунке получились очень светлыми, и их форма четко обозначена благодаря контрасту с фоном. Нет никакой необходимости накладывать графитом интенсивные линии, чтобы подчеркнуть их контуры.
  • (В) Штриховка состоит из блоков перекрестных штрихов, которые должны были быть изогнутыми и обволакивающими, чтобы передать округлую форму гриба.
  • (С) Темный фон получился в результате того, что художник с максимальной силой нажимал на графитовый карандаш, покрывая пигментом всю текстуру бумаги. При этом штрихи наложены неуверенно и в разных направлениях, что придает рисунку сумбурный вид.

Решение

Чтобы разобраться, какой формы должны быть штрихи и в каком направлении их нужно накладывать на той или иной поверхности изображаемого предмета, необходимо изучить в отдельности каждую его часть. Давайте посмотрим, как можно исправить допущенные на предыдущем рисунке ошибки.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

  1. Сначала нужно построить несколько концентрических окружностей, чтобы наметить форму гриба. Ножка должна быть похожа на цилиндр.
  2. Штрихи на ножке должны подчеркивать ее цилиндрическую форму. Они наносятся на затененной области, при этом освещенный участок остается нетронутым.
  3. Пластинки гриба изображаются при помощи блоков лучеобразных линий, имеющих несколько изогнутую форму. Не нужно рисовать эти линии однородно: они должны становиться темнее ближе к внешнему краю.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Штрихи на шляпке гриба имеют изогнутую форму и образуют легкую градацию тонов. На заднем плане они наложены вертикально и в своей совокупности обладают более насыщенным тоном, что позволяет лучше обозначить форму изображаемого предмета.

 

Штриховка на драпировках

Рисуя одежду или какую-либо ткань, необходимо учитывать, в каком направлении спадают складки материи и как нужно воспроизвести градацию тонов, чтобы придать складкам объемный вид. При этом наиболее распространенные ошибки допускаются тогда, когда художники выстраивают слишком монолитные и единообразные тени или изображают мельчайшие складки, следуя желанию передать все до последней детали.

 

Ошибка

Часто художники уделяют много времени разложению основного объекта на простые геометрические формы рисунка в ущерб штриховке, которую обычно делают при помощи угля, слишком сильно нажимая на него и практически не выстраивая градаций тонов. Как результат, складки одежды получаются слишком выраженными, негибкими и недостаточно изящными.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Пример качественного рисунка, выполненного графитовым карандашом, на котором художник слишком сильно выделил складки одежды.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Границы между тенями нужно либо размывать при помощи градации тонов, либо обозначать резким переходом от одной вариации серого цвета к другой, но их никогда не следует выделять черной линией, которая так сильно подчеркивает контур.
  • (В) Тени, расположенные между несколькими складками, представляют собой черные пятна с четко выраженными контурами, как будто их специально выкроили такой формы. Они не вписываются в рисунок, потому что слишком сильно контрастируют с остальными его элементами.
  • (С) Растушевка не всегда подходит для построения градации тонов или нанесения угольной пыли. Из-за нее слой серого цвета обычно получается слишком компактным.

Решение

Если вы хотите нарисовать предмет одежды или фрагмент ткани, обязательно нужно понять, как именно струится материал, и в зависимости от этого верно наносить штриховку, выстраивая легкие градации тонов и по возможности сокращая использование линий.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибкиШтриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

  1. Сначала нужно набросать общие линии и с их помощью отразить направление и движение складок, а это уже зависит от того, каким образом ткань падает под действием силы тяжести.
  2. Обычно штриховку наносят вдоль линии складки и там, где свет не попадает на ткань.

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

 

  • (В) Когда два затененных участка располагаются друг напротив друга, создается ложный контраст. В таких случаях необходимо сделать тень на одном из них более интенсивной, чтобы добиться резкого перехода тонов и таким образом подчеркнуть ее форму.
  • (А) Контурные линии освещенных участков очень тонкие. Они подчеркиваются при помощи легкой градации тонов на внешней части ткани.
  • (С) Освещенные фрагменты сохраняют изначальный белый цвет бумаги. Переход к затененным участкам достигается посредством легкой градации тонов, практически без резких переходов.

Неестественные складки материи

Мы уже научились рисовать складки материи, сейчас же мы попробуем разобраться, с какими сложностями может столкнуться художник при попытке изобразить ткань, меняющую свою форму в зависимости от той или иной позы человека. Очень важно обнаружить места, в которых появляются складки на предмете одежды, и понять, насколько интенсивно их нужно прорабатывать.

 

Ошибка

При изображении одетого человека художники часто уделяют мало внимания непосредственно одежде. Это ошибка, как раз благодаря одежде мы узнаем позу модели и особенности ее фигуры. Если рисовать складки зигзагообразными, постоянно повторяющимися линиями, изображение получится слишком неподвижным.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Часто художники делают складки слишком неестественными. Сгибы получаются чрезмерно линейными и практически без теней. В результате им не удается передать ни особенностей текстуры, ни желаемого эффекта рельефа. Другая ошибка заключается в том, чтобы рисовать все складки, используя один и тот же оттенок цвета, и покрыть ими всю поверхность ткани. В результате предмет одежды получится слишком бесформенным.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Складки на рукаве нарисованы одна за другой при помощи угля и белого мела. Они выглядят искусственно и неубедительно.
  • (В) Рука получилась слишком худой; сама поза кажется неудобной и неестественной.
  • (С) Складки на юбке изображены слишком упрощенно, их форма не проработана. Штриховка не доведена до конца.

Решение

Чтобы передать особенности поверхности одежды, недостаточно просто расположить в случайном порядке несколько заштрихованных линий. Нужно придать ей четкую форму. Для воссоздания ее волнообразного вида идеально подходит градация тонов, построенная при помощи растушевки.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Обычно ткань собирается и образует складки в области подмышек и пояса. Чем сильнее мы сгибаем руку в локте, тем более глубокими получаются сгибы материи. Необходимо заштриховать те участки, куда не попадает свет: пространства между складками и места, где фрагменты ткани полностью перекрывают друг друга.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Для наиболее освещенных участков одежды необходимо оставить цвета бумаги. В данном случае это средний оттенок серого.
  • (В) Кисть руки на рисунке едва обозначена при помощи света и мягких линий.
  • (С) Чтобы полностью раскрыть потенциал бликов, нужно наносить их лишь в некоторых местах и не слишком сильно выделять на общем фоне.
  • (D) Для прорисовки затененных участков нужно сильно нажимать на уголь.
  • (Е) На освещенных участках тени очень мягкие. Их форма обозначена при помощи палочки для растушевки.

Однообразные текстуры и чрезмерная детализация

В рисовании текстуры предметов воссоздаются при помощи повтора и вариации штрихов. Некоторым художникам удается сделать это очень умело, что улучшает качество рисунка. Другие, однако, не могут соблюсти меру и постоянно используют одну и ту же модель наложения штрихов, портя тем самым свою работу.

 

Ошибка

Из-за однообразной текстуры рисунок выглядит слишком статично. Если же периодически менять ее размеры и пропорции, изображение, напротив, получится более динамичным. Текстура предоставляет нам ценную информацию о предметах, а благодаря ощущению осязаемости, которое она создает, рисунок выглядит реалистичнее. Хотя этим эффектом художники нередко злоупотребляют. Давайте разберем следующий пример.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

Из-за инструментов, которые наносят очень тонкие и интенсивные штрихи, рисунок получается слишком волокнистым.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

На рисунке текстура должна лишь намечать некоторые поверхности, а не заполнять его целиком. В противном случае возникает эффект «horror vacui» (боязнь пустоты), который может сбить зрителя с толку.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

  • (А) У облаков чересчур четкая текстура. Из-за линий, которые обозначают контуры, и элементов штриховки они привлекают слишком много внимания.
  • (В) Элементы растительности слишком сильно покрыты крючкообразными штрихами.
  • (С) Газон выполнен с использованием вертикальных накладывающихся друг на друга штрихов. Они выглядят слишком однообразно и заполняют очень много пространства.
  • (D) На рисунке нет пустых пространств. Даже поверхность воды покрыта волнистыми линиями.

Решение

Чтобы передать иллюзию расстояния, очень важно детально изобразить растительность на переднем плане, а остальные элементы и текстуры прорисовывать менее четко, по мере того как они отдаляются от зрителя. Примером может послужить небо, облака на котором изображены схематически, что делает всю сцену несколько более динамичной.

 

Штриховка в передаче текстур предметов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Облака нарисованы диагональными штрихами, наложенными вокруг пустых участков белого цвета. В довершение художник подчеркнул их контуры тонкой линией.
  • (В) На среднем плане текстура растительности передается при помощи расположенных рядом друг с другом блоков, в которых штрихи накладываются в разных направлениях.
  • (С) Траву нужно лишь слегка обозначить, а не заполнять ей всю поверхность. Достаточно нескольких неровных линий, чтобы передать текстуру лужайки.
  • (D) На переднем плане интенсивные и компактно наложенные штрихи чередуются с участками, покрытыми тонкими и легкими линями. Поверхность воды нужно оставить белого цвета.