Тональные шкалы и градиент тона в рисовании
В этой статье мы подробнее рассмотрим тональные шкалы и градиент тона. Этот последовательный переход от светлых оттенков к темным или наоборот происходит постепенно, без резких изменений.
Содержание
Градиент тона в рисовании
Диапазон градиентов
Градиент создается путем мягкого трения карандаша, угля или палочки пастели по бумаге. Постепенно нужно усиливать нажим и выполнять зигзагообразные линии. Конечный результат зависит от приложенного давления на карандаш, диапазона тонов градиента и тонирующей способности используемого материала.
Градиент графитом можно выполнить кончиком карандаша, удерживаемым под небольшим углом. При этом не получается очень яркого черного цвета и видны следы линий.
При использовании графитового карандаша с закругленным и тупым кончиком грифеля отдельные линии становятся менее заметными, и тон покрывает бумагу более плотно.
Чтобы создать градиент углем, нужно плотно прижать к бумаге боковую поверхность палочки. Тон при этом получается достаточно темный, можно разглядеть зерно бумаги.
Черная пастель обеспечивает более яркий черный цвет. Однако это же заставляет быть особенно осторожным в областях светло-серого тона.
Атмосферный градиент
Одна из самых распространенных градаций в тональном рисунке — атмосферный градиент. Этот очень рассеянный и туманный эффект достигается мягкими переходами тона, при этом любые возникающие линии устраняются путем растушевывания пальцами.
Чтобы получить градацию тона на боку бутылки, нужно легко проводить по бумаге боковой стороной палочки пастели. Следует избегать возникновения отчетливых линий.
Чтобы создать градиент в области тени, изображенной с помощью штриховки, необходимо просто провести по ней пальцами.
Чтобы добиться плавного перехода тона в области тени, нужно сначала затонировать эту область, проводя боковой поверхностью угольной палочки по бумаге, а затем слегка растушевать пигмент пальцами.
На изображении предмета, нарисованного с помощью порошка древесного угля, для создания плавного перехода тона можно выделить белые блики с помощью ластика. Этот способ подойдет, например, при изображении стекла.
Система тональных величин
Валёры рисунка — тональный нюанс, градации одного и того же хроматического тона (цвета) по светлоте, это различная степень интенсивности цвета, которая осветляет или затемняет тонируемый объект. Крайними значениями шкалы тонов являются белый цвет — цвет бумаги — и самый темный тон, который может быть получен с использованием выбранного инструмента. При работе в черно-белом цвете эти крайние варианты тона являются наиболее светлыми и наиболее темными оттенками серого цвета.
Оттенок и тон
Рисунки в светлой тональности имеют высокую яркость, а в темной тональности — низкую (рисунок в светлой тональности — термин взят из искусства фотографии, в последние годы достаточно широко распространяется и в рисовании; обычно по аналогии с фотографией такие рисунки называют высокий ключ, а рисунки в темной тональности — низкий ключ). В монохромном рисунке термины яркость и тон часто путают, но в живописи это не так.
В тональном рисунке сначала наносится однородный темно-серый цвет, чтобы затем выделить наиболее яркие тона.
Если дополнить предыдущее тонирование средне-серым цветом, получится тональный рисунок, созданный всего тремя оттенками серого цвета: белый, средне-серый и темно-серый.
Попрактикуйтесь в создании тональных шкал
Прежде чем приступить к рисованию, неплохо будет попрактиковаться в создании тональных шкал на отдельном листе бумаги, чтобы увидеть светлоту самой легкой штриховки и яркость самого черного цвета, которого можно добиться на этом листе бумаги.
Желательно до начала работы над рисунком попрактиковаться в создании тональной шкалы, чтобы опробовать возможности выбранного инструмента и бумаги.
Набросок с помощью тональных величин
Тональный набросок должен представлять собой изображение предмета, свободное от ненужных деталей, — последовательность продуманно расположенных цветных блоков одного оттенка, головоломка, состоящая из монохроматических тонов, которая, как мозаика, создает фрагментарное представление о реальном объекте. Создание такого наброска включает в себя работу с полной тоновой шкалой от абсолютно белого цвета до интенсивного черного. Между этими двумя крайностями можно поместить тысячи крошечных изменений тона.
Небольшой эскиз поможет принять самые важные решения, потому что он позволяет предвидеть крупные формы и их динамику. Желательно работать, используя всего несколько оттенков — в данном случае их всего четыре.
Первоначальная организация
Свет и его влияние можно использовать для организации плоскости рисунка перед началом работы. Эскизы очень полезны, поскольку помогают распланировать композицию, организовать динамику ее диагоналей и продумать, как создать ощущение глубины ландшафта.
Чтобы создать ощущение глубины, самые темные тона должны быть сосредоточены в нижней части рисунка, а самые светлые — в его верхней части.
Легко увидеть, как здесь применили теорию тональную перспективу на практике — в данном случае тона становятся мягче и светлее по мере того, как участки ландшафта все сильнее удаляются от зрителя.
Наложение тонов и объем
Чтобы наложение тонов не мешало восприятию формы объекта, есть один способ — затонировать фон средне-серым цветом. Полученный таким образом контраст позволяет более четко различать контуры предмета.
Для правильного изображения формы и объема решающее значение имеет расположение тонов. Чтобы увидеть этот эффект, давайте рассмотрим одну фигуру, построенную исключительно с помощью линий (А), и другую, включающую затонированные области различной тональной яркости в каждом из ее сегментов (Б). Первая воспринимается как плоская форма; вторая создает ощущение трехмерности.
Ощущение объема достигается за счет построения конструкции из тональных блоков. Каждая поверхность разделена на четко определенные геометрические секции. Затем блоки тонируются с помощью всего трех или четырех оттенков серого цвета, без градаций или растушевывания.
Тональные величины: смятый листок бумаги
Чтобы проиллюстрировать эффект, производимый освещением на поверхности смятого листа бумаги, нужно назначить разные тона для каждой области листа. Рисунок смятой бумаги, состоящий из множества плоскостей разных тонов, создает убедительное ощущение трехмерности. Для иллюстрации этого метода был выбран графитовый карандаш. Вариации и контрасты тонов получаются за счет изменения давления на карандаш и за счет сохранения самых светлых участков бумаги.
Изучение тонов, используемых в рисунке, демонстрирует простую, но очень эффективную их последовательность. Различные плоскости воспринимаются через сопоставление хорошо структурированных серых тонов различной интенсивности.
На этом рисунке можно видеть чередование двух типов тонирования: некоторые области заполняются однородными тонами (А), которые придают форме более плотный и компактный вид, в то время как в других областях тонирование включает штриховку (Б), которая подчеркивает направление складок бумаги и представляет собой более динамичный вид работы.
Подбор тонов для рисунка
Использование одного тона для тонирования теней всех оттенков называется моделированием. Освещенные области изображаются белым цветом бумаги. Таким образом, форма предмета получается исключительно с помощью однородного серого тона, который покрывает всю бумагу и обеспечивает контраст участкам незакрашенной белой бумаги.
При моделировании, используя всего один тон тени, подобный сельский пейзаж — узкую улицу, освещенную сбоку ярким солнечным светом, — вполне можно обобщить.
Работа со шкалой локальных оттенков
Эта шкала передает базовую разницу в тоне, существующую между одним цветом и другим. Эта тональная разница вызвана тем, что некоторые цвета поглощают больше света, чем другие. Когда полихроматический рисунок сводится к черно-белому, все цвета должны найти свои эквиваленты на тоновой шкале. В результате каждый цвет эквивалентен своему оттенку серого цвета. Эта эквивалентность определяется шкалой локальных оттенков — таким образом, красный цвет эквивалентен более темному оттенку серого цвета, чем тот, который соответствует желтому цвету.
При рисовании рощи возле ручья была использована шкала локальных оттенков: каждый тон на монохроматическом рисунке эквивалентен определенному цвету в исходном цветном пейзаже.
Шкала локальных цветов выявляет основные тональные контрасты: черный цвет волос девочки становится самым темным тоном рисунка.
Локальный цвет каждой области многоцветного рисунка при переводе в монохроматическое изображение должен быть переведен в свой тон, взятый из шкалы локальных оттенков.
Правила тонирования
Стоит запомнить несколько простых рекомендаций, чтобы научиться различать тональные вариации и расположение оттенков тени на предмете — их сочетание позволит правильно изобразить любой предмет.
Правило создания тени
Тени также подчиняются правилам. Чтобы воссоздать форму и трехмерность изображенного предмета, необходимо при выбранных условиях освещения использовать правила тонирования, основанные на отделении различно освещенных областей от затененных.
На рисунке, созданном по правилам тонирования, самое главное — различие между освещенными и затененными областями.
Та же самая роща, что и раньше, теперь нарисована исключительно в соответствии с правилами тонирования — контраст между светлыми и темными областями позволяет понять, что здесь изображено.
Выбор и создание оттенков
Сочетание правил работы с локальными цветами и правил тонирования образует полное руководство работы с оттенками. При ярком свете эти две области визуально имеют одинаковый тон и сливаются. Когда свет становится более рассеянным, правило создания теней становится менее важным, а правило работы с локальными цветами приобретает большее значение.
Сочетая правила работы с локальными цветами и правила тонирования, мы создаем полное тональное представление выбранного сюжета.