Текстуры, штрихи и размывка

Изучение текстуры — тема сама по себе увлекательная, одной только текстурой или тенями, выполненными в разной технике изображения, легко можно было бы заполнить несколько тетрадей для эскизов. Рассмотрим как следует формировать текстуру объекта, используя штриховку и размывку штрихов.

 

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

 

Тени и штриховка "пером"

Задавшись целью изобразить какой-то объект, необходимо взглянуть на него как на совокупность в большей или меньшей степени ярких пятен, в зависимости от того, как падает свет на разных участках. Установление шкалы валеров — очень важный шаг в процессе создания набросков. Линейный рисунок — это быстрый и привлекательный метод работы, однако его возможности в качестве способа изображения ограничены, когда дело доходит до передачи тонов. Вторжение в рисунок пятна или правильно подобранный тон придает изображению большую весомость, объем и глубину.

 

Мерседес Гаспар. Площадь в Цюрихе. 2005. Акварель и черный карандаш

Мерседес Гаспар. Площадь в Цюрихе. 2005. Акварель и черный карандаш

 

Наложение теней

Когда мы работаем карандашами или средствами линейного рисунка, затенение выполняется с помощью блоков или плетений штрихов. Большую или меньшую густоту тени определяет количество штрихов, которое мы наложим на конкретный участок. Здесь также играет роль и то, насколько быстро мы выполняем набросок, поскольку эти линии могут быть очень четкими и выверенными или же, наоборот, просто энергичными штрихами. Мы можем нанести все линии в одном направлении или же несколькими слоями, меняя угол.

 

Пример разных видов быстрого затенения, которые обычно используются в набросках:

 

  • штриховка зигзагом (A);
  • классическая штриховка (B);
  • растушевка (C);
  • высветление (D);
  • высветление с легким моделированием (E);
  • градация тона (F).

Наложение теней в рисовании

 

Посмотрим, как один и тот же объект затеняется тремя разными способами. Конечный результат зависит от выбранного способа:

 

  • тени, наложенные углем (А), имеют несколько размытый вид;
  • высветление с сангиной выглядит более строгим, хотя менее контрастным (В);
  • наконец, штриховка шариковой ручкой больше подчеркивает текстуру камней (С).

Наложение теней в рисовании

 

Наложение теней в рисовании

Затенение всегда стремится в первую очередь передать «округлость» тел, так как вся природа состоит из округлостей, то есть сферических, конических или цилиндрических объемов.

 

Наложение теней в рисовании

Когда мы будем рисовать на пленэре, хорошо бы собрать образцы поверхностей, которые бы нам позволили изучить текстуру и научиться передавать ее разными инструментами.

 

Штриховка «пером»

Штриховка «пером» — это наиболее распространенная форма штриховки в набросках. Она получается наложением параллельных линий вплотную друг к другу, чтобы создать впечатление заливки тона. Линии могут быть толстыми или тонкими, но ширина и весомость линии, а также плотность штриховки могут варьироваться, чтобы передать гамму тонов. Эти линии можно накладывать тщательно, а можно в свободной легкой манере.

 

Штриховка «пером», или последовательное наложение тонких штрихов вплотную друг к другу

Работа тушью и бамбуковой палочкой дает ломкую и рваную линию, которая как нельзя лучше подходит для передачи фактуры древесины.

 

Штриховка «пером», или последовательное наложение тонких штрихов вплотную друг к другу

Штриховка «пером», или последовательное наложение тонких штрихов вплотную друг к другу, хорошо подходит для передачи текстуры растительности. Этот эффект усиливается, если в качестве инструмента выбрать перо.

 

Исследовать разнообразие плетений и штрихов

Первый шаг, который должен сделать рисовальщик-любитель, — это исследовать виды штрихов, чтобы освоить их перед тем, как приступить к рисованию и увидеть, как они поведут себя в его набросках.

 

Пересекающиеся линии

Это форма затенения с помощью линии, которая создает интересный эффект текстуры. Она получается соединением двух или больше блоков параллельных штрихов, пересекающихся под определенным углом. Линии не обязательно должны быть прямыми, кривыми, пунктирными и зигзагообразными, нарисованные цветной тушью или фломастерами, эти линии могут пересекаться. Для применения этой техники фактически подходит любой инструмент.

 

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

 

  1. Классическая параллельная штриховка по диагонали наносится легко и быстро.
  2. Перекрестная штриховка под углом. Больше всего подходит для учебных набросков.
  3. Перекрестная штриховка под неравными углами. Это самый подходящий вариант для работы на пленэре.
  4. Перекрестная штриховка под прямым углом. Наименее эстетичная из всех, зато весьма практичная для усиления тонов в набросках.

 

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

Набросок, в котором использована параллельная штриховка по диагонали и перекрестная под углом. Достаточно нескольких наложений, чтобы усилить тон.

 

Текстуры, штрихи и размывка в рисовании линейных набросков

Перекрестная штриховка под прямым углом также оказывается весьма полезной, если мы наложим тени в нескольких участках наброска. Это быстрый процесс, который не требует особой тщательности.

 

Направление штриха

В рисунке важны не только интенсивность и толщина штриха, но еще и направление, которое мы ему задаем. Оно должно по возможности объяснить объем и текстуру каждой детали. Иными словами, направление линий играет роль не только в передаче текстуры или эффекта затенения объекта, но еще в какой-то мере и его объема.

 

Свобода в наложении тени

Отдельная тема в изучении текстуры — это выбор инструмента: способен ли он создать линии, которые передадут разнообразие и замысловатость компонентов. Давайте в полной мере используем возможности инструмента и движений нашей руки, забудем все, что касается техники затенения, зигзагов, штриховки, высветления, нажима, и предоставим свободу карандашу, перу или кисточке; будем рисовать пятна, точки, кляксы тона или цвета.

 

Свобода в наложении тени рисунка

 

Поищем поверхности с определенной текстурой, которые мы сможем изучать за 15-минутные сеансы. Текстура ветвей и листвы деревьев настолько сложна, что каждый художник находит свой способ ее передачи.

 

Свобода в наложении тени рисунка

 

Три варианта изображения одного объекта, различающиеся направлением штриха:

 

  • с параллельной вертикальной штриховкой, которая подчеркивает вертикальное положение и весомость объекта (А);
  • со штрихами, устремившимися к какой-то точке на горизонте, чтобы усилить глубину пейзажа (В);
  • с круговыми штрихами, которые акцентируют пышность и округлость крон (С).

Свобода в наложении тени рисунка

 

Увлажнить линию, размыть рисунок

Нет такого правила, которое бы нас вынуждало рисовать линейный набросок только каким-нибудь одним инструментом. Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой. Суть метода в том, что рисунок выполняется пером, фломастером или акварельным карандашом, ему дают высохнуть, а затем проводят по рисунку мокрой кистью.

 

Разгладить штрих

Традиционная комбинация, которую до сих пор используют многие современные художники, — это размывка линии. Линия может быть выполнена акварельным графитом, пером или фломастером. Поверх сухих штрихов акварельным карандашом или фломастером или же еще влажных штрихов тушью проводим кисточкой, смоченной в воде, — и получаем растушевку, которая сгладит резкость линии, уменьшив ее интенсивность, и та расплывется. Благодаря этому приему линия демонстрирует всю свою гибкость и экспрессивность, и художник может легко передать тон, светотень или цвет, причем быстро — краской, расплывшейся при размывке.

 

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

Размывка штрихов выполняется для того, чтобы их разгладить и получить тональные эффекты. Вот четыре способа размывки линии, сделанной фломастером: в двух первых случаях (А и В) штрихи были положены на влажную бумагу, в двух других (С и D) линия размыта кистью.

 

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

Рисунки, выполненные фломастером, позволяют очень легко размыть линию. Краска быстро растворяется и заполняет обширные участки темного тона.

 

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

В этом наброске комбинируются штрихи, выполненные фломастером, а также работа пером и черной тушью. Сделана размывка заднего плана с целью разгладить структурные линии зданий.

 

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

А еще мы можем разгладить штрих, если работаем тушью и пером по мокрой бумаге. Степень размыва зависит от количества воды, которое содержит бумага. Перед нами три образца, от меньшего количества к большему.

 

Одна из возможностей сделать наброски более плавными и воздушными — это комбинировать штрихи с размывкой.

Размывы могут быть только локальными, не стоит добавлять слишком много воды в попытке проложить цвет. Следует работать на небольших участках, растушевывая, расплавляя и размывая линию.

 

Единство двух инструментов

Весьма непросто достичь единства двух инструментов, то есть сделать так, чтобы не создавалось впечатление, что тон был добавлен к линии уже впоследствии. С этой целью оба способа используются вместе: линия и размывка тона выполняются одновременно с тем, чтобы результат выглядел органично.

 

Линия и размывка тона выполняются одновременно с тем, чтобы результат выглядел органично

 

  1. Давайте проанализируем в этом упражнении, как следует размывать штрих, сделанный шариковой ручкой. Сначала четкими линиями рисуем объект, без теней и штриховки.
  2. Добавляем детали черепицы и плотной штриховкой затемняем окна фасадов.
  3. Средней круглой кистью, смоченной в воде, слегка проводим по линиям горы на заднем плане и верхнему контуру крыш.
  4. В результате размывки синяя краска расплывается, образуя участки слабого тона по обе стороны линий.

Линия и размывка тона выполняются одновременно с тем, чтобы результат выглядел органично

 

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

Техника линейного наброска напрямую связана с инструментом, выбранным для работы. Процесс варьируется в зависимости от материала и в соответствии с применяемой техникой. У каждого рисовальщика появляются свои предпочтения относительно наиболее подходящей техники. Кто-то выбирает тонкие и четкие линии, другие — размашистые, непринужденные и стремительные штрихи.

 

Разные методы

Каждый линейный метод предлагает свое исполнение и накладывает на рисунок свой отпечаток. Посмотрим несколько набросков одного и того же сюжета, чтобы сравнить разные линейные техники.

 

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

 

Линейная техника №1

  1. Еще один вариант выполняем графитовым стержнем. В начальном наброске больше внимания уделяем зданию, которое изображаем толстыми штрихами.
  2. Деревья рисуем каракулями, увеличив нажим стержня на бумагу. Зигзагообразной штриховкой на скорую руку накладываем тени.
  3. Рисунок графитовым стержнем более жестовый и экспрессивный, чем первый вариант, выполненный тонкой, деликатной и мягкой линией.

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

 

Линейная техника №2

  1. Предлагаем более непринужденный вариант. Выполнив первоначальный набросок черным ролером, накладываем каракули на растительность и камни.
  2. Дополняем набросок новыми непринужденными каракулями на растительности с правой стороны и на фасаде здания, хотя на этот раз работаем серыми фломастерами.

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

 

Линейная техника №3

  1. В нашем последнем наброске главная роль отводится карандашу серого цвета. Работаем «проволокой», то есть одной линией, не отрывая кончика карандаша от бумаги.
  2. Рисуем одной единственной линией, как если бы все формы были профилированы длинной проволокой.
  3. Роль линии не ограничивается контуром элементов: зигзагообразной штриховкой автор сумел обозначить тени.

Один объект, изображенный в трех линейных набросках

ddrug1.png