Рисование сюжетных набросков: натюрморты, портрет, цветы и растения
Тем, кто только начинает осваивать работу над набросками, надо начинать с объектов, имеющих самые простые формы, затем постепенно вы сможете приступить и к более сложным формам. Простоту вы найдете в натюрмортах и пейзажах, сложность придет с городскими сценами и фигурой человека. Интерес к определенной теме является лишь побудительным мотивом, подталкивающим человека к действию. С опытом вы также начнете осознавать, что какие-то сюжеты больше подходят для наброска, чем другие.
Мы уже рассматривали различные тематики в рисовании, останавливаясь подробнее на таких как:
- Рисование животных
- Рисование людей
- Рисование интерьера
- Рисование городских пейзажей
- Рисование природных пейзажей
На этот раз остановимся подробнее на более редких темах для рисования набросков. Есть группа сюжетов, которые по ряду причин нечасто встречаются в набросках: натюрморты, цветы и портрет. В первом и втором случае это объясняется чрезмерной неподвижностью объекта, а последний требует скрупулезной работы, чтобы добиться сходства с портретируемым персонажем.
Натюрморты
Рисование набросков больше связано с внешним миром, пленэром, поэтому натюрморты, как правило, создаваемые в студии, не представляют никакого интереса. Они включают в себя обыденные предметы и не требуют быстрого выполнения, поскольку благодаря их статичности у нас есть возможность рисовать без спешки, используя все доступные нам материалы. Это сюжет, которым обычно пренебрегают, и мы вряд ли обнаружим его в блокноте профессионального художника.
Среди художников, предпочитающих скетчинги, натюрморт не пользуется большой популярностью в силу того, что объект изображения слишком доступен и статичен. На них хорошо учиться рисованию, однако они мало стимулируют того, кто всегда стремится к чему-то новому.
Чтобы нарисовать наиболее подходящий натюрморт, нам приходится искать необычные сцены, сюжеты, которые бы предлагали разнообразие и действие. Примером служат поленья, пылающие в очаге.
Неубранная постель превращается в альпийский пейзаж, если присмотреться к складкам простыней и одеял.
Цветы и растения
То же самое происходит с цветочными композициями и садовыми цветами. Первые заражены статичностью, свойственной натюрмортам, и при всей своей красочности не являются в достаточной степени стимулирующим мотивом. Садовые цветы представляют собой более сложную структуру, и многие художники совершают ошибку, чрезмерно увлекшись деталями. В итоге вместо наброска мы получаем тщательно выполненный ботанический рисунок.
Соображения по поводу цветочных композиций практически те же, что были высказаны по поводу натюрмортов. В рисовании набросков следует обходить стороной сюжеты, которые больше подходят для работы в студии.
Портрет
Стремление схватить детали, чтобы получить сходство с персонажем, составляет главное неудобство портрета. Он требует упорной работы, постоянных исправлений, большого терпения и навыка, — и все это противоречит динамичности наброска, которому присуща свежесть, спонтанность, выразительность, раскрепощенность и небрежность. Лишь только очень опытный художник способен нарисовать портрет четырьмя штрихами и парой пятен.
Если мы делаем набросок фигуры, не следует превращать его в портрет, поскольку тщательная и упорная работа над портретом противоречит духу наброска.