Техника фюмажа и рисование огнем

Несколько десятилетий назад художники-сюрреалисты (а среди них и Сальвадор Дали) изобрели и стали применять в своих работах технику под названием фюмаж. Суть ее заключалась в том, чтобы создавать изображения при помощи копоти свечи. Фюмаж требует от художника большей сноровки, чем любая техника сухого рисования или даже использование разведенной в воде туши, однако позволяет выводить на поверхности формы с искаженными контурами и изящные фигуры, (Г) которые могут послужить основой для карандашного рисунка. Кроме того, фюмаж можно задействовать и для выстраивания теней. Другими словами, это очень необычная техника, которая поможет нам разнообразить работы, выполненные при помощи более традиционных средств. В следующем эксперименте Габриэль Мартин познакомит нас с этим любопытным способом рисования.

 

  1. Не обязательно в качестве модели использовать только фотографии. В поисках вдохновения можно обратиться и к другим рисункам или наброскам. В данном случае мы выбрали эскиз, на котором изображены руки старого человека.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Для фюмажа лучше использовать длинные свечи, поскольку ими легче закоптить поверхность. Рекомендуется также иметь под рукой небольшую свечку, которая все время будет гореть. С ее помощью мы сможем сразу же зажечь нашу основную свечу, если она потухнет.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Угольной палочкой размечаем рисунок. Наша цель — обозначить лишь общую форму и определить область, на которой в дальнейшем мы будем работать. Бумага должна быть достаточно толстой, иначе она может загореться от пламени свечи.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Прежде чем выстраивать тени при помощи свечи, протираем рисунок тряпкой, чтобы угольные штрихи не выделялись на готовой работе.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Для начала проводим свечой под рисунком, следуя контуру изображения. Постепенно на бумаге появляются темные, плавные и широкие пятна. Свечу нужно передвигать очень медленно, чтобы пламя не колебалось.
  2. Для большего удобства основу нужно расположить так, чтобы главным образом мы могли работать, находясь под ней. Советуем закрепить рисунок на достаточной высоте, чтобы не нужно было его постоянно держать.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

 

Техника фюмажа на практике

Наиболее действенный способ овладеть техникой фюмажа — самостоятельно ее опробовать и посмотреть, какого эффекта можно добиться при том или ином наклоне свечи или основы, что получится, если перемещать пламя с различной скоростью, приблизить его к поверхности бумаги или, наоборот, увеличить расстояние до нее. Затем, когда работа с техникой фюмажа будет завершена, можно наносить блики при помощи белой пастели и затирать некоторые участки рисунка палочкой для растушевки.

 

  1. Продолжаем создавать тени на рисунке при помощи свечи. Чтобы пятна сажи отличались по насыщенности, нужно попеременно увеличивать и уменьшать расстояние между пламенем и бумагой, а также менять угол наклона свечи. Если расположить ее перпендикулярно основе, то пятна получатся круглой формы.
  2. Пока пятна сажи не засохли, их можно легко убрать с поверхности, проведя по ней чистой тряпочкой. Этот прием прекрасно подходит для того, чтобы создавать более светлые участки на изображении.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Для обозначения контуров больше подойдет палочка для растушевки, поскольку лишь этот инструмент позволит выводить четкие линии по слою сажи. С его помощью мы прорисовываем ногти и складки кожи.
  2. На завершающей стадии работы мы снова задействуем технику фюмажа. Вид и форма пятен на поверхности во многом зависят от наших движений и от того, под каким углом расположена свеча по отношению к основе. Затем при помощи белой пастели подчеркиваем освещенные участки рисунка.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Черный цвет на готовом рисунке получился очень насыщенным, что создает весьма интересную игру света и тени. Когда работа будет полностью закончена, наносим на поверхность бумаги аэрозольный фиксатив, чтобы какое-нибудь случайное прикосновение не повредило слой сажи.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Мы покрыли тетрадные листы пятнами сажи. Для этого мы быстро передвигали свечу и постоянно меняли ее угол наклона по отношению к бумаге. Затем мы закрепили рисунок фиксативом и дополнили его карандашными штрихами.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

 

Рисуем огнем

Следующие крупноформатные работы имеют новаторский характер с точки зрения формы и технической реализации, поскольку единственным инструментом для их выполнения послужил огонь. Как и в предыдущем эксперименте, тени на поверхности здесь выстраивались при помощи копоти от свечи. Кроме того, художник использовал небольшую газовую горелку, чтобы выжигать изображение непосредственно по поверхности основы. Таким образом, в процессе работы выразительная мощь, заключенная в пламени, проецировалась на основу, которая превратилась в очень необычный и любопытный художественный элемент. Получается, автор реализовал свой творческий и креативный потенциал через процесс горения и использовал огонь для создания столь чувственных и зрелищных изображений.

 

  1. Одна из наиболее оригинальных идей художника Саши Трёгера заключается в том, чтобы создавать крупноформатные изображения на ткани только при помощи копоти или пламени. Рисунки составляются из тонких слоев сажи.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Саша Трёгер, Desnudo (Обнаженное тело). Копоть от свечи по ткани. Для создания этого рисунка художник подвесил полотно к потолку и работал, находясь под ним. В качестве инструмента он использовал зажженную свечу, при помощи которой регулировал насыщенность черного цвета на поверхности основы.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Саша Трёгер, Girasoles (Подсолнухи). Копоть от свечи и следы от огня, выполненные газовой горелкой по ткани. Изображенные на рисунке растения имеют очень необычный, иллюзорный вид. Черноватые тени выполнены копотью от свечи, в то время как коричневый цвет остался на участках, которые художник обжег при помощи газовой горелки.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков

  1. Саша Трёгер, Ninos africanos (Дети в Африке). Следы от огня по ткани. Перед нами внушительных размеров рисунок, выполненный исключительно при помощи огня: художник обжег поверхность ткани газовой горелкой.
  2. Саша Трёгер, Galgo (Борзая). Копоть от свечи и следы от огня, выполненные газовой горелкой по ткани. Изображение имеет несколько эфемерный вид, поскольку копоть создает неточные и размытые формы. Однако при помощи пламени свечи художник также выстраивает очень любопытные переходы по насыщенности цвета, которые формируют объем животного.

Техника фюмажа и рисование огнем с пошаговыми примерами рисунков