Рисунок, выходящий за границы листа бумаги
Этот эксперимент заставляет задуматься о роли основы в контексте современного рисунка. Многие художники отказываются соблюдать границы бумаги, которые больше не задают начало и конец изображения. Сегодня рисунок существует по гораздо более сложным принципам, он выходит за пределы основы и захватывает окружающее пространство (стены, рамки, в которых он выставлен, и т. д.), делая его частью себя. Для выполнения данной работы материалов потребовалось совсем немного: всего-навсего графитовый карандаш и несколько цветных карандашей. Автор произведения, художница Мирейя Сифуэнтес, создает достаточно верное отображение реального предмета, однако она взламывает границы листа бумаги, используя метакрилат и продолжая рисунок прямо на поверхности стены.
- Моделью для рисунка послужили листья дерева из близлежащего парка, которые художница сфотографировала при боковом освещении. Наличие реального образца позволяет лучше изучить текстуру предмета и понять, как на него падает свет.
- Распечатываем фотографию в черно-белом цвете, чтобы потом сделать кальку.
- Перед началом работы мы проверили, что цветные карандаши дают мягкие, не слишком выраженные штрихи.
- Кладем кальку на черно-белую фотографию и графитовым карандашом воспроизводим контур листьев. Если нет стола с подсветкой, это можно проделать на оконном стекле.
- После того как мы перенесли изображение, при помощи тряпки делаем растушевку по всему рисунку. Так мы придадим легкий сероватый оттенок всей поверхности бумаги.
- Ластиком затираем некоторые участки рисунка. Работать нужно осторожно, придерживая бумагу, чтобы она не помялась. Затем обрезаем правый нижний угол листа.
Штриховка и передача цветов
На втором этапе мы заканчиваем карандашный рисунок и раскрашиваем его. Затем вырезаем два прозрачных листа из метакрилата, при помощи которых мы прикрепим готовую работу к стене. Несмотря на то что сам рисунок выполнен по классическому канону, он должен быть выставлен в соответствии с современными тенденциями.
- Листы из метакрилата, которые нам понадобятся, должны быть прямоугольной формы и не слишком большими, чтобы из-за их веса не возникло проблем, когда мы будем крепить рисунок на стену.
- Начинаем раскрашивать листья; для этого нам понадобятся следующие цвета: зеленый, желтый, охра и жженая сиена. Штрихи должны быть мягкими и едва заметными. Эти цвета сольются друг с другом, образуя переходы по насыщенности.
- Когда рисунок будет полностью раскрашен, нужно подумать, как именно при помощи двустороннего скотча мы прикрепим к нему метакрилатовые листы. Нужно разместить все на столе (его поверхность должна быть белого цвета) и попробовать несколько вариантов.
Сборка рисунка и его продолжение на стене
Художница решила продолжить рисунок прямо на стене, чтобы устранить формальный и идейный барьер между произведением искусства и выставочным пространством. Таким образом, она добилась непрерывного взаимодействия между обоими этими элементами, которые обогащают и дополняют друг друга.
- Готовую работу мы заключаем между двумя метакрилатовыми листами, один из которых крепит ее к стене. Рисунок не только нарушает границы основы, но и переходит на стену. Художница продолжила его при помощи графитового карандаша.
- Фрагмент рисунка на стене достаточно четкий и стилистически сочетается с его основной частью. Создается впечатление, что один лист случайно упал с ветки. Произведение заставляет задуматься о том, как можно использовать границы бумаги в современном рисунке.
Другие примеры
- Последней в этом подразделе будет работа, выполненная Габриэлем Мартином. В ее центре расположен рисунок на бумаге, прикрепленный к стене. Это изображение художник дополняет выразительными линиями, которые он создал при помощи магнитной ленты, позаимствованной из старых музыкальных кассет.
- Для выполнения линейных элементов художник использует не специальные инструменты рисования, а тонкую и эластичную ленту, которая крепится к стене. Линии приобретают объем и выходят за рамки работы. В качестве завершающей детали художник наносит штриховку на некоторые участки стены при помощи пастели сиреневого цвета.
- Росана Антоли, Cuando las tineas son tiempo (Когда линии стали временем). В этой работе художница представляет достаточно вольное видение рисунка. Она переносит в трехмерное пространство штрихи, которые обычно выполняются на бумаге, и превращает линии в трубчатые структуры, выводящие небрежные узоры и заполняющие собой галерею.
- Росана Антоли, Cuando las tineas son tiempo (Когда линии стали временем). Рисунок не только перерос свои границы, но и стал по-новому располагаться в выставочных пространствах. Линии здесь существуют совершенно независимо от основы и создают в воздухе витиеватые формы, будто повторяя в неведомом танце одни и те же круговые движения.
- Зарисовка из проекта инсталляции. Здесь изображено внутреннее пространство галереи. С потолка и стен свисает множество веревок, формирующих трехмерный рисунок, частью которого может стать и сам зритель.