Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

Растушевка — часто используемый прием в рисунках углем и мелом. Благодаря этому приему очертания становятся размытыми, расплывчатыми и передают атмосферный эффект светотени, который весьма уместен в сюжетах, где свет рассеивается, например, в туманных пейзажах или в изображении нечетких, воздушных и неосязаемых объектов.

 

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

 

Убрать контуры

Растушевка создает пластическое и атмосферное единство. Границы валеров сглаживаются, свет и тень постоянно плавно сменяют друг друга. А, значит, целостность контуров теряется, они исчезают: формы не замыкаются в себе посредством четкой линии, очерчивающей их, а сближаются друг с другом, словно все они погружены в единый световой поток. В наброске растушевка носит не точечный, а общий характер — по всей поверхности рисунка.

 

Тонировка сфумато достигается растушевкой пальцами; в результате передний и задний план объединяются одним атмосферным тоном.

 

  1. Чтобы попрактиковаться в сфумато, начинаем набросок угольным карандашом. Накладываем тени, получаем четкие тональные контрасты.

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

  1. Закончив рисунок, протираем все поверхность подушечками пальцев, растушевывая штриховку. Пигмент расходится и в результате пачкает всю бумагу.

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

  1. Благодаря сфумато контрасты сглаживаются, а линии почти исчезают. В завершение осветляем небо с помощью ластика.

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

 

Наброски растушкой

Растушевки представляют из себя плотно скрученные бумажные палочки, которые используют для растирания линий; кроме того, они представляют интерес в качестве инструмента рисования. Когда их кончик загрязняется пигментом, ими тоже можно рисовать. С помощью кончика мы получаем линии, его боковой стороной можно накладывать широкие тени. Результатом являются бледные, словно нарисованные рассеивающимся дымом, наброски.

 

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

Следует использовать поочередно растушку и ластик, чтобы восстановить белый цвет бумаги и получить светлые пятна.

 

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

 

  1. Растушевкой, испачканной углем, рисуем кроки основных линий объекта. Это легкие, едва различимые линии.

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

  1. Затеняем рисунок новой порцией угольной пыли. Работаем наклоненным кончиком, а то и всей боковой стороной растушевки.

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

  1. В самом конце усиливаем контрасты и выделяем некоторые линии. Наброски углем обычно получаются сероватыми, контуры - воздушными и нечеткими.

Расплывчатый рисунок: эффекты растушевки и сфумато

ddrug1.png