Рисование фигуры человека в ракурсе
Рисунок в ракурсе (изображение той или иной части тела в перспективе) — одна из наиболее сложных задач даже для профессиональных художников. Главная трудность — перенести на двумерную плоскость бумаги реальную модель, которая движется по направлению к зрителю. Но у этой техники рисования есть и свои плюсы: она дает художнику возможность передать самые невероятные особенности человеческой фигуры.
Ошибка
Почему же так сложно сделать рисунок в ракурсе? Возможно, дело в том, что наш мозг, сознательно или нет, пытается исправить несоответствия в пропорциях человеческого тела. Из-за этого мы допускаем ошибки при изображении модели на рисунке. Многие же художники забывают, что в ракурсе пропорции некоторых частей тела нужно нарушить и преувеличить их размеры.
На этой серии рисунков показано, как рука модели направляется к зрителю. Однако художник не учел, что нужно было изменить ее размер для более удачной передачи ракурса.
- (А) Вся модель изображена в ракурсе, но нам так и не удается избавиться от ощущения статичности фигуры. И общие пропорции выполнены очень выдержанно.
- (В) Ноги модели направлены к зрителю, поэтому их следовало нарисовать крупнее. Здесь же они кажутся слишком маленькими и рахитичными.
- (С) Нужно было изобразить бедра крупнее и придать им более округлую форму. Они выглядят слишком худыми, потому что художник переусердствовал со штриховкой.
Решение
В ракурсе нужно значительно увеличивать размеры тех частей тела, которые расположены ближе к зрителю. При необходимости художник должен даже исказить фигуру ради этого. И, наоборот, по мере отдаления от зрителя размеры элементов рисунка уменьшаются. Чтобы добиться подобного эффекта, необходимо применять правила перспективы, а это всегда сложная задача.
В ракурсе изменяется размер части тела, которая движется по направлению к зрителю: она изображается крупнее, чем есть на самом деле.
Чтобы правильно сделать рисунок в ракурсе, потребуется много набросков. По-другому этого никак не добиться. Не бойтесь искажать формы элементов.
- (А) Из-за неверного ракурса ноги на рисунке выглядят крайне маленькими по сравнению с руками.
- (В) Туловище и голова расположены ближе к зрителю, поэтому их размеры преувеличены. Вместе они занимают столько же пространства, сколько и ноги.
- (С) На наименьшем от зрителя расстоянии находится рука, подпирающая голову. Поэтому ее нужно изобразить крупнее, чтобы создать убедительную иллюзию близости.