Лессировка и размывка в рисовании гуашью

Мы уже упоминали, что у гуаши и акварели очень много общего. Теперь давайте приглядимся и поймем, чем полезно это знание. По определению, гуашь — это непрозрачные краски на водной основе. Но это справедливо только отчасти, так как ею можно писать и прозрачно. Как только мы посильнее разведем гуашь в воде, то увидим, что при нанесении на бумагу она совсем незначительно будет отличаться от акварели. Поэтому давайте сначала ознакомимся с лессировкой и размывкой — двумя основными техниками акварельной живописи.

Лессировка и размывка в рисовании гуашью

Лессировка

Лессировкой называется живопись прозрачными слоями. Важно дать каждому слою высохнуть до конца, прежде чем наносить следующий.

 

Лессированные участки обычно получаются глубже и сложнее, чем написанные alla prima — то есть за один прием. В этой технике мы, как правило, работаем от светлого к темному, начав с первого светлого слоя. По мере нанесения новых слоев изображение темнеет, приобретая объем и насыщенность.

 

Лессировка и размывка в рисовании гуашью

 

Поскольку высохшая гуашь не водостойка, будьте очень аккуратны, прокладывая каждый новый слой лессировки. В противном случае вы размоете уже закрашенные участки вашей работы. Немного попрактиковавшись, вы поймете — важно не возить кистью по одним и тем же местам несколько раз. Когда вы научитесь справляться с этим, у вас получатся превосходные лессировки.

 

Размывка

В данном случае, в отличие от лессировки, вы не ждете, когда нарисованное высохнет, а продолжаете работать с сильно разведенной краской, делая плавные переходы. Получающиеся в результате этого затеки намного сложнее контролировать, чем в случае с пошаговой техникой лессировки. Но зато анархичная и непредсказуемая сторона гуаши в этой технике проявляется на все сто. Для размывки большое значение имеет, во-первых, бумага: от ее впитывающей способности и текстуры зависит текучесть красок. Во-вторых, очень полезной будет мягкая большая кисть — плоская или круглая. Кроме того, размывкой пользуются, когда нужно подкрасить рисунок так, чтобы он получился ярким и заметным. Вспомните, к примеру, рисунки Гойи и Рембрандта тростниковым пером с размывками кистью.

 

Лессировка и размывка в рисовании гуашью

 

Но все же самое интересное ждет нас при сочетании лессировок и размывки в одной работе. Отнеситесь к этим приемам как к дополняющим друг друга функциям, — так, размытый фон может быть прекрасным контрапунктом к тщательно проработанным лессированным фигурам на первом плане.

 

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

Неважно, начинающий вы художник или опытный профессионал, — каждый сталкивался со знаменитым страхом белого листа. Техника, которую я представлю вам здесь, идеально подходит для того, чтобы избежать кенофобии, как называл боязнь пустоты Аристотель. Больше вам не придется тащиться по белой пустыне. Начните сразу же с цветной заливки фона или полностью загрунтуйте лист черным цветом!

 

Этот прием часто используют в живописи масляными красками. Мне он всегда казался чем-то очень естественным.

 

Ведь смысл такого подхода в том, чтобы постепенно вывести изображаемое из небытия и неопределенности, из темноты на свет. Лица, написанные таким способом, как по волшебству, словно светятся изнутри. Вспомните крайне выразительные портреты эпохи Возрождения, написанные фламандским художником Петрусом Кристусом или немцем Гансом Гольбейном Младшим. С помощью первого слоя глубокой грунтовки вы создаете тон, который сыграет решающую роль для атмосферы будущей картины. Так, синеватый фон придаст работе сдержанную, холодную тональность, а красно-коричневый подмалевок окрасит все в более теплые и эмоциональные тона.

 

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

 

Переходить от темного к светлому можно, накладывая прозрачные слои краски — получится своего рода «обратная лессировка». Обратная — потому что с каждым новым слоем картина светлеет, а не темнеет, как в случае с лессировкой классической. На иллюстрации выше негативное пространство вокруг было сначала покрыто маскирующей жидкостью, а силуэт загрунтован черным (1). Затем методом лессировки были проложены серый (2), а потом бежевый (3). Наконец, чтобы выделить самые светлые места, были наложены матовый розовый, синий (4) и в заключение — белила (5).

 

Совет

Независимо от того, пишете ли вы светлыми красками пастозно или сильно разводите их водой, рано или поздно обычных белил будет недостаточно, чтобы перекрыть темные места. Поэтому обзаведитесь более кроющими белилами permanent white. В красках под таким названием содержится больше пигментов, и чаще всего они состоят из оксида титана, обладающего более высокой кроющей способностью, чем белила, сделанные из оксида цинка. А если этого недостаточно, поищите суперукрывистые белила bleedproof white, выпускаемые некоторыми производителями (например, Daler-Rowney или Dr.Ph.Martin's) . Они легко покрывают все мыслимые и немыслимые водорастворимые краски и тушь.

 

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

 

Когда вы пишете, переходя от темного к светлому, важно дать высохнуть только что нанесенному слою, так же как при письме лессировками. Многие художники, чтобы не прокладывать фон, используют цветную бумагу. Это экономит время, да и неплохо смотрится. Даже разведенная высококачественная гуашь сохранит яркость и укрывистость, поэтому она будут выглядеть так же сочно на черной или темной цветной бумаге.

 

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

 

К сожалению, цветная акварельная бумага — редкость, но, тем не менее, есть возможность найти сорта нежно-серого, синего или кремового оттенка. Такие выпускает, например, английская компания Bockingford. Если вы ищете другие, более насыщенные цвета, можно взять бумагу Mi-Teintes фирмы Canson, которая в крайнем случае сможет заменить бумагу для акварели (обе иллюстрации с животными нарисованы именно на такой бумаге).

 

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому