Пошаговый порядок работы в рисовании гуашью

Итак, в каком порядке следует писать гуашью? Должен ли я начать с деталей на переднем плане, а потом покрыть картину прозрачной лессировкой? Или следует сначала написать задний план, а затем изобразить на нем фигуры? Ответ таков: все зависит от обстоятельств. Поэтому составить небольшой план — это неплохая идея.

 

Пошаговый порядок работы в рисовании гуашью

 

Обдумывая свою картину, постарайтесь не забывать о некоторых особенностях гуаши. Это поможет легко добиться желаемых результатов. Мы уже отмечали особенности гуаши подробнее в статьях о свойствах и выборе, сейчас напомним и приведем лишь краткий список:

 

  • Водорастворимость. Краски можно снова разбавить водой и смыть с бумаги. Иногда удаление одного слоя краски спасает от необходимости позднее накладывать несколько слоев гуаши.
  • Укрывистость. Гуашь позволяет поверх темных оттенков наложить светлые, но всегда существует риск, что нижний слой растворится или «просочится». Следовательно, не следует писать очень светлыми красками по темному фону.
  • Количество живописных слоев. Их должно быть немного, если вы делаете лессировку на водной основе, и определенно меньше, если вы пишете сухой кистью в пастозной манере: нельзя наносить бесконечное количество краски, — как это возможно при работе с акрилом, — не добавляя вспомогательных материалов. Краска, вероятно, потрескается и осыплется. Подумайте, как добиться желаемого результата, накладывая не больше четырех или пяти слоев краски.
  • Прозрачность. Теоретически можно смешать любой светлый тон с помощью белил, однако на практике часто получается красивее, когда сквозь краску просвечивает бумага (как в случае с акварелью). Попробуйте писать гуашью так, чтобы она оставалась прозрачной, и не закрашивайте полностью бумагу, особенно в начале процесса.

СОВЕТ

Такие работы, как эта иллюстрация к «Моби Дику» Меллвила, необходимо спланировать заранее. Вначале фон был залит прозрачной бирюзовой краской, темнеющей к низу картины. Затем настала очередь белого кита со всеми его вмятинами и складками, написанными светлой краской, отчасти прозрачной, отчасти матовой. А потом весь рисунок был покрыт желтоватой лессировкой, еще больше приглушившей все контрасты. Это придало работе желанный «подводный» колорит.

 

Порядок работы и наложения цвета на примере белой и черной вороны

В качестве примера разных подходов я изобразил ворону: одну — черного, а другую — белого цвета. (И каждая из них, как и положено, держит в клюве кусок сыра.) Приглядитесь поближе, чтобы увидеть, как разные цвета влияют на последовательность работы: так, порядок действий на иллюстрации № 1 совсем иной, чем на ее «негативе» — иллюстрации № 2. Изображая ворону № 1, было очень просто начать со светлого фона и накладывать поверх него новые (все более темные) слои. Здесь мы имеем дело с обычным процессом работы от заднего плана к переднему, а детали добавлены позднее.

 

Пошаговый порядок работы в рисовании гуашью

 

Порядок нанесения краски на первой работе:

 

  1. Нарисовать желтый фон.
  2. Изобразить ветку, силуэт черной вороны.
  3. Промокнуть бумажным полотенцем лишнюю черную краску.
  4. Написать оперение на теле птицы и смоделировать голову светло-серым цветом.
  5. Нарисовать пух на ногах и сыр в клюве.

 

Если бы мы использовали ту же самую последовательность для изображения белой вороны, нам пришлось бы наложить белила (ворона) и светло-коричневый (ветка) цвета поверх темного фона. Это было бы проблематично, так как черная краска легко растворяется и может смыться, к чему в данном случае мы не стремимся. Поэтому я закрыл перед покраской часть работы с вороной маскирующей жидкостью. После удаления латексной пленки мне оставалось только изобразить оперение, добавив несколько мелких штрихов кистью. И все это, не прибегая к тому, чтобы писать поверх черного цвета!

 

Пошаговый порядок работы в рисовании гуашью

 

Порядок нанесения краски на второй работе:

 

  1. Покрыть светлый силуэт вороны, сыр и ветку маскирующей жидкостью. Дать ей высохнуть.
  2. Широкими мазками закрасить задний план черной краской/ берлинской лазурью.
  3. После высыхания краски удалить маскирующую пленку.
  4. Прозрачным серовато-желтым цветом написать ветку и ворону, затем изобразить более темное оперение.
  5. Смоделировать глаза и голову.
  6. Изобразить пух на лапках птицы и сыр.