Мышечный рельеф в рисовании тела человека
Мышечный рельеф в рисовании тела человека является важнейшим атрибутом. Внешний рельеф туловища определяется множеством особенностей расположения костей и мышц, которые часто сбивают с толку художников, не обладающих достаточными знаниями об анатомии человека и конкретно строении его мышечной системы.
Мышечный рельеф на примере мужского торса
По спектру движений торс значительно уступает рукам и ногам, однако на нем отражается практически каждое изменение позы тела.
Ошибка
На рисунке движения человеческого тела передаются при помощи изменения положения рук, отражающегося на грудных мышцах, и положения бедер, в зависимости от которого задействуются прямые мышцы живота. Многие художники преувеличивают размер мышц и даже меняют их естественную форму.
Существует множество неверных способов изображения мужского торса. Например, некоторые художники под влиянием комиксов и японской манги рисуют мускулатуру слишком выраженной, что говорит о незнании особенностей строения человеческого тела.
- (А) Распространенная ошибка заключается в том, что грудные мышцы изображаются в форме бриллианта и имеют слишком выраженный вид.
- (В) Художник слишком четко обозначил контуры мышц линейными штрихами. На некоторых участках выпуклостей даже больше, чем может быть на самом деле.
- (С) Мышцы пресса выполнены чересчур акцентированными линиями, их форма слишком упрощена и никоим образом не соответствует действительности.
Решение
Наиболее характерные части мужского тела — грудные мышцы, мышцы пресса, а также подвздошная кость и верхняя граница тазовой кости. Эти участки рисунка необходимо выполнять при помощи штриховки и легкой градации тонов, чтобы придать фигуре мягкий контур и избежать резких и слишком выраженных форм.
Прежде чем приступить к созданию рисунка, следует сделать набросок, обозначив форму туловища и основные линии тела.
- (А) Грудная мышца имеет широкую и вееровидную форму. Ее основание нужно обозначить очень легкой линией, не нажимая слишком сильно на уголь.
- (В) Контуры тела нужно смягчить при помощи палочки для растушевки. Этот инструмент позволит сделать тени мышечного рельефа менее интенсивными.
- (С) Кожа прорисована таким образом, что мышцы пресса выглядят не столь выражено и более естественно.
- (D) Объемная и мощная дельтовидная мышца полностью покрывает человеческое плечо. Она придает мужской фигуре атлетический вид.
Мышцы на примере женской спины
За последние десятилетия художники значительно лучше изучили особенности изображения человеческого тела. Однако многие из них, движимые стремлением передать мельчайшие характеристики рельефа фигуры и продемонстрировать все свои умения и навыки, рисуют модель со слишком выраженной мускулатурой. Они чрезмерно подчеркивают выпуклые участки тела, чем портят свою работу. Данная ошибка сильнее бросается в глаза, если предмет изображения — женская фигура.
Ошибка
Мышцы спины можно передать схематично, лишь слегка обозначая общий рельеф. Если же четко прорисовывать границы каждой мышечной группы, женская фигура будет выглядеть чересчур по-мужски. Из-за слишком выраженного изображения анатомических особенностей чувственность и игра света на коже утрачивают свою значимость.
- (А) Голова на рисунке расположена неправильно. Складывается впечатление, что у модели вывихнута шея.
- (В) При помощи теней художник обозначает линию позвоночника и мышцы. Но таким образом он не только делает изображение спины фрагментарным, но и неверно отражает особенности строения женского тела.
- (С) Не нужно растушевывать пальцем слои белого мела и угля. В результате получается мутно-серый цвет, который лишь портит впечатление от рисунка.
Решение
У женщин рельеф спины обозначен более плавными линиями, нежели у мужчин. На этом изображении художник не обозначает ни выступы лопаток, ни линию позвоночника. Напротив, он отдает приоритет чувственным формам и очень легкой штриховке, чтобы главную роль на рисунке играл свет.
- (А) Изгиб черепа обозначен несколькими легкими линиями, нанесенными поверх теней с очень нечеткими формами.
- (В) Свет на рисунке приобретает на редкость высокую значимость. Белый мел, нанесенный по горизонтали, разделяет фигуру на две части. Художник смог добиться гармоничного сочетания различных элементов, что чрезвычайно важно для конечного результата.
- (С) Светло-серый оттенок получается благодаря последовательному нанесению белого мела поверх слоя угля.
- (D) Для зачистки областей, на которых должна быть видна бумага, и внесения заключительных правок используется клячка. Тени остаются только на ногах.
- (Е) Плавные контуры спины и бедер - основная отличительная особенность женской фигуры. На рисунке формы смягчаются при помощи растушевки.