Глубина пейзажа: наложение элементов, оттенки штриховки и игра света

Глубина пейзажа, которая чувствуется в реальности, не появляется сама по себе на рисунке. Подобного эффекта можно добиться только при помощи изменения размеров изображаемых предметов: различные элементы растительности должны накладываться друг на друга, а при выборе тех или иных оттенков для штриховки следует учитывать, над каким именно планом мы работаем в данный момент.

 

Ошибка

По мнению многих художников, для создания ощущения глубины нужно всего-навсего наложить друг на друга различные элементы композиции, чтобы предметы, расположенные ближе к зрителю, закрывали те, которые находятся сзади. Хватит ли этого, чтобы передать глубину на изображении? На данном рисунке, выполненном синим карандашом, подобной техники было бы недостаточно. В дополнение к ней художник играет с разными оттенками, хотя это иногда и вызывает путаницу. Давайте разберем рисунок подробнее.

 

Глубина пейзажа: наложение элементов, оттенки штриховки и игра света

  • (А) Для достижения глубины художник главным образом накладывает деревья друг на друга, однако в некоторых случаях элементы переднего плана сливаются с элементами заднего плана.
  • (В) Художник использует одинаковые оттенки синего цвета, чтобы изобразить как деревья на заднем плане, так и те, которые находятся на переднем.
  • (С) Листва прорисована слишком детально, художник использует интенсивные штрихи, сквозь которые неба практически не видно.

Решение

В живописи понятие глубины напрямую связано со светом: чем светлее изображаются те или иные элементы растительности, тем дальше они кажутся от зрителя. Если совмещать прием суперпозиции с градацией света, то можно придать рисунку четкий эффект глубины.

 

Глубина пейзажа: наложение элементов, оттенки штриховки и игра света

На пейзаже для изображения растительности, расположенной ближе к зрителю, нужно использовать более темные тона. По мере удаления от первого плана цвета должны становиться светлее, чтобы передать эффект массы воздуха, которая отделяет от нас эти элементы композиции.

 

Глубина пейзажа: наложение элементов, оттенки штриховки и игра света

В силу контраста любое расположенное на переднем плане дерево создаст более выраженный эффект глубины. Это нужно учитывать при составлении композиции.

 

Глубина пейзажа: наложение элементов, оттенки штриховки и игра света

  • (А) В результате пересечения двух планов (переднего и более отдаленного, светлого) возникают контурные линии, подчеркивающие форму деревьев, которые ближе всего расположены к зрителю.
  • (В) В наиболее отдаленных участках композиции используется «рисунок света», тени осветляются, утрачивается четкость линий, преобладают неточные формы и размытые контуры.
  • (С) При прорисовке листвы на деревьях первого плана нужно сильнее нажимать на карандаш, чтобы штрихи получились более насыщенными.